СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Копилка проектов»: стратегия и направления проектной деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

«КОПИЛКА ПРОЕКТОВ»: СТРАТЕГИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация

В данной статье описаны особенности применения метода проектов в образовании детей с интеллектуальными нарушениями. А также проведен анализ анкет, выполненных педагогами- практиками, нацеленных на изучение необходимости включение данного метода в традиционный образовательный процесс.

Ключевые слова:

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, литературное чтение, метод проектов в литературном чтении.

На современном этапе развития образования многими специалистами отмечается снижение читательской активности. Особую важность эта проблема приобретает, когда затронута тема обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Для детей данной категории овладение полноценным навыком чтения, является наиболее важным условием для их дальнейшего успешного обучения по всем школьным предметам.

Чтение является особым видом деятельности и представляет большие возможности для умственного, эстетического, нравственного и речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями. Однако в работах таких исследователей, как А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Н.К. Сорокина и В.А. Сумарокова отмечается качественное своеобразие понимания читаемого обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Пробудить у детей данной категории интерес к чтению, помочь им правильно осмыслить текст, понять основную мысль, содержащуюся в тексте, соотнести её с реальной жизнью, научится работать группами или самостоятельно находить нужную информацию и анализировать ее возможно через использование метода проектов как на уроках литературного чтения, так и во внеурочное время.

В различных литературных источниках описано множество определений данному методу. Для нас актуально следующее определение: метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности [2, с. 38].

Как отмечено автором, занимающимся данной проблемой К.Н. Поливановой: «Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании учебного предмета, побуждает детей к фантазии, развивает навыки экспрессивной речи, способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету».

Для изучения частотности использования педагогами-практиками метода проектов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями литературному чтению нами было разработано и проведено анкетирование, в котором приняли участие 17 педагогов, работающих в организациях, реализующих АООП для детей с интеллектуальными нарушениями. Анкетирование было проведено на базах учреждений города Курска и Курской области. Анкета предполагала 17 вопросов, предполагавших ответы разного характера, начиная от простых (да/нет) заканчивая развернутыми ответами на вопросы. Анкетирование направлено на изучение особенностей применения проектного метода на уроках литературного чтения и во внеурочное время; определение основных проблем в реализации данного метода.

Полученные в ходе проведенного анкетирования результаты показали, что наряду с традиционным ведением уроков литературного чтения метод проектного обучения достаточно редко используется педагогами-практиками данных организаций. Но те педагоги, которые включают в свою работу частичную проектную деятельность, отметили что, дети более активно включаются в работу, с большим интересом выполняют задания, активно отвечают на вопросы, принимают участие в дискуссиях. Респонденты отмечают повышение заинтересованности к предмету, развитие коммуникативных навыков детей в неподготовленной речевой ситуации.

На заключительном этапе выполнения анкетирования педагогами были выделены основные положительные и отрицательные черты метода проектов. Положительное влияние данного метода заключается в том, что дети выступают как полноценные участники процесса познания, а учитель выполняет лишь функции организатора и координатора учебного процесса. Так же часть педагогов отметили данный метод как достаточно сложный в реализации и требующей особой подготовки не только класса, но и учителя.

Данные количественного анализа анкет можно рассмотреть на диаграмме (рис.1.).

Рис.1. Результаты анкетного опроса педагогов-практиков

Как показано на диаграмме, использование проектного метода на уроках литературного чтения способствует развитию интереса обучающихся с интеллектуальными нарушениями к изучаемым произведениям и чтению в целом. Практически все опрошенные отмечают необходимость использования данного метода в образовательном процессе, так как в период усложнения контингента детей возникают новые сложности в ходе их образования, которые требуют скорейшего решения. Поэтому в современном мире необходимо применять различные инновации, которые будут благотворно влиять на процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

На вопросы анкеты, требующие развёрнутых ответов педагогов-практиков, нами были получены следующие результаты:

– 90 % респондентов выделяют старшие классы как более подходяще для применения метода проектов на уроках литературного чтения. Дети старшего звена лучше усваивают инструкции к заданиям, качественнее их выполняют, слаженно работают в команде, могут самостоятельно заниматься поиском необходимой информации и преподнести её коллективу.

– педагогами отмечено, что чаще проектный метод применяется во внеурочной работе с детьми старшего школьного возраста. Так как темы проектов могут предлагаться самими обучающимися, и не относиться к программному материалу, или же касаться его частично. Этот вид работы способствует расширению круга интересов детей, углублению и уточнению запаса знаний, повышению общей языковой культуры.

Исходя из анализа анкет, мы можем сделать вывод, что проектный метод обучения является необходимым в организации учебно – воспитательной работы обучающихся с интеллектуальными нарушениями на современном этапе. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу детей. Метод проектов развивает и совершенствует общую культуру общения детей и их социальное поведение в целом. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Список использованной литературы:

  1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество. – СПб.: Питер, 1995.
  2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2005.
  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Халтырина Г.П. Разновозрастный проект как средство формирования универсальных учебных действий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. – № 1. – С. 33-35

26.10.2022 20:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!