СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Красота и самобытность народного промысла «Резьба по дереву»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красота и самобытность народного промысла

«Резьба по дереву»

Резьба по дереву – один из наиболее древних видов декоративного искусства. За долгую историю существования искусства резьбы по дереву было создано множество её видов. Широко известна, например, объёмная резная богородская игрушка, полная доброго народного юмора. Поражает неистощимой выдумкой домовой прорезной узор. Но самыми богатыми по разнообразию считаются плоскорельефные виды резьбы по дереву: геометрическая, заоваленная, контурная, рельефная.

Старые пряничные доски называют штампами. Печатные пряники выпекают в Москве, Туле, Орле, используя наряду с металлическими формами и деревянные резные матрицы, создаваемые вручную мастерами-резчиками. Визитные карточки народных мастеров – прялки. Основа прялки – донце, головка, гребень – украшены разного вида резьбой. Геометрическая резьба характерна для искусства народных мастеров во многих уголках страны. В Средней Азии этот вид резьбы известен под названием «богдади» и представляет собой узоры, собранные в богатые композиции. Она применялась для украшения и отделки домашней утвари: сухарниц, хлебниц, ларцов, шкатулок.

Заоваленная резьба отмечается особым рисунком: это могут быть орнаментальные гирлянды растительного характера, анималистические композиции, композиции с сюжетно-жанровым содержанием.

Выделяется кудринская резьба. В этом названии удивительно сочетаются название подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид, и характер её внешнего вида. Кудринская – кудрявая: непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из цветов, ветвей вызывает желание назвать эти узоры кудрявыми. Школой - мастерской кудринской резьбы заведовала Е. Д. Поленова, сестра знаменитого художника. Это она собрала по деревням деревянные изделия, покрытые кудринской резьбой: ковши, солонки, лоточки, черпачки, сухарницы, конфетницы, братины, шкатулки, сундучки, аптечки, блюда, вазы. По традиции резьба, выполненная главным образом на липе, тонируется в тёмно-кричневый цвет и лакируется – это называется – «тонирование». Но иногда, отступая от традиции, всё изделие покрывается светло-серой протравой (жидко разведённой чёрной тушью с добавлением акварели – охры светлой).

Яворская резьба отличается от кудринской тонированием древесины в сочные, неожиданные цвета: красный, зелёный, вишнёвый. Яворские узоры углублённые, а кудринские – выпуклые. Элементы этой резьбы – «ноготок» и «капелька».

Замечательно искусство деревянной мозаики. Оно берёт своё начало от древней инкрустации – украшения деревянных предметов врезками из слоновой кости, металлов, смальты и т. д. Переход от инкрустации к мозаике произошёл не сразу. Сначала выделилось искусство интарсии (украшение деревянных предметов врезками других пород). В 17 веке французские мебельщики разработали новую технологию деревянной мозаики – маркетри ( в ней не делается углублений под каждый элемент).

Несколько слов ещё об одном древнейшем занятии резчиков. В старину художники изготавливали деревянных птиц, называя их жар-птицами. По-мастеровому их называют драночными, потому что хвост и крылья у них расщепляются на драночки – тонкие пластинки.

А как родилось в народе понятии об этой птице, как первая птица была сделана? Легенда уходит истоками на Север, в Архангельскую область. С давних времён в лесной северной стороне жители занимались поделками из дерева и прутьев ивы. Когда появились железный топор и нож, стали расщеплять древесину на дранки, делать драночные корзины и лукошки. Жилища были тогда полумазанка - полусруб, обмазанные глиной снаружи и изнутри, покрытые односкатной крышей из колотых плах, в одно окошко, затянутое на зиму бычьим пузырём, с дымным камельком – очагом, сложенным из камней.

И вот, сказывают старики, в одной семье, живущей в таёжной избушке, ребёнок захворал тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами. Дело было в конце зимы. Отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребёнок, устав, видно, лежать в душной избе, спросил: «Татку, а скоро лето?»

«Скоро, скоро, сынок, ещё немножко, и будет лето», - ответил отец, и ему пришла в голову мысль подвесить под потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели.

« А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он – и сделал птицу: головка, крылышки, хвост – всё как у настоящей. Подвесил её к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались в струях горячего воздуха, который шёл от камелька.

Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечил ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Для северного мастера, делающего такую птицу сейчас, это и дань уважения к предкам, их вере, и просто вещь, украшающая жилище, делающая его уютнее.

Для таких птиц дерево сначала вываривают, потом расщепляют на дранки. Когда захолонет, опять надо кипятить.

В старину птицы были неказистее современных, проще. Нынешние – плавные, округлые, идеальной формы. Почему? Думали люди в старину, что основателем каждого рода, дворища, был домовой, и согласно поверью, для того, чтобы его задобрить, нужно вырезать из дерева его фигуру, и непременно пятьюдесятью двумя прикосновениями к дереву ножа или топора, ни больше, ни меньше, - по числу недель в году. Вот и выходило не очень гладко даже у самого удалого мастера, а что говорить про не слишком сноровистого? Поэтому искусствоведы решили, что такая вот почти что неряшливость и есть характерная черта русской народной скульптуры. А это просто незнание её старинных истоков. «Топорная работа», - говорим мы сейчас о нетщательно сделанной вещи. Вот, оказывается, откуда это. В стародавние времена ставили на дороге столб метра 4-5 – скульптуру духа-хранителя и отпускалось на это 365 прикосновений инструмента к дереву – сколько дней в году. Вот и попробуй бревно обтесать так, чтобы фигура аккуратная вышла. В захолустных деревнях ещё в 19 веке стояли такие идолы, а секреты эти никому не рассказывали. За каждым ударом по дереву стояло слово – заклинание. Если сделать идола за 360 ударов, то 5 дней в году деревня останется беззащитной от моров, пожаров, наводнений. Если хоть один лишний удар сделать по ошибке – заклинания теряли силу, деревня весь год была подвержена напастям. Великим грехом считалось раскрывать тайну заговора, магических слов или посвятить в тайну несовершеннолетнего.

Хозяин ведёт хозяйство, лишнюю поляночку под сенокос нашёл. А дух леса не рассердится за покос? И вот на первом же пне на краю вырубки со стороны леса крестьянин делает семь ударов топором, по числу дней недели, и вырубает человеческое лицо – грубейшую, понятно, скульптуру, пень пнём. И заклинание, обращённое к духу леса, тоже всего из семи слов.

В старину считали, что у каждого дерева есть свой дух, а в лесу – дух леса. Пень, из которого идола делали, должен быть обращён лицом к лесу: вот, мол, смотри, весь лес стоит целёхонёк, я ему ничего не сделал. Из поколения в поколение передавались эти верования.

Вид народного искусства «резьба по дереву» широко известен и ценим. Продолжает жить интереснейшее ремесло, уходящее корнями в глубокую древность. К счастью, оно не стало этнографической редкостью, как соломенная кукла, мезенская роспись, владимирский рожок. Резьба по дереву – это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, это корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура и искусство.

05.07.2015 18:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!