СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто такой Платон и что великого он сделал?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Платон – вероятно, один из самых знаменитых философов Древней Греции, чьи изречения до сих пор цитируются в современном обществе.

Почему он стал так известен, и какой вклад внес античный ученый в развитие человечества?

«Платон мне друг, но истина дороже» (Сократ, V век до н.э.)

Настоящее имя ученого Аристокл.

Платон – это прозвище, в переводе на русский «широкий».

Философ, действительно, был широк в плечах и даже являлся чемпионом Греции по панкратиону – жесткому виду единоборств, где не было правил, разделений по весу, возрасту и ограничения времени поединка.

Родился столь необычный человек в 427 году до н.э. в богатой аристократичной семье. Капитал родителей позволил Платону получить всестороннее образование и прославить свое имя.

Ученый не жалел денег на пропаганду и пиар, скупал и уничтожал труды своих соперников, подкупал крикунов, которые поддерживали его на публичных выступлениях и много путешествовал.

Не обошли стороной Платона и многочисленные приключения. Философ успел побыть наставником царя Сиракуз и некоторое время править полисом от его имени, примерил на себя роль раба после опалы, основал Академию философии в Афинах и дожил до 81 года.

Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа»

Как бы то ни было, имя Платона гремело по всей Греции. Его идеи вызывали восторг, как в эпоху Античности, так и сегодня. Придуманная философом концепция идеализма оказала значительное влияние на культуру и искусство Средневековья, а мысли о бессмертии души легли в основу христианской догмы.

Что представляет собой наш мир?

Видение мира изложено в форме диалога в его труде «Государство». Аллегория более известна как «Миф о пещере».

Представьте, что в пещере живут люди. Их руки и шея закованы с малых лет таким образом, что они могут смотреть только перед собой, не зная, что происходит вокруг.

Позади них горит костер, который отбрасывает свет и, ходят другие люди, которые занимаются своими делами.

Так вот, их тени отчетливо видны на стене пещеры, куда вынуждены смотреть узники. Не имея представления о мире позади себя, узники считают, что тени – это настоящие вещи и события.

По Платону пещера олицетворяет наш мир. Подобно узникам мы изучаем его с помощью органов чувств и делаем на их основе выводы о жизни, смерти, любви и т.д. Однако такая жизнь – это иллюзия. Мы не знаем сущности бытия и судим только по "теням на стенах".

Платоновский «Миф о пещере» Яна Сенредама, согласно Корнелису ван Харлему, 1604 г., Альбертина, Вена

У мифа есть продолжение. Если узника вдруг освободить и позволить ему обернуться, посмотреть на костер и людей отбрасывающих тени, то ему окажется мучительно больно осознавать новую реальность. Ему проще вновь заковать себя в цепи и смотреть на стену впереди. Если же человек расскажет об увиденных вещах товарищам, то они ему никогда не поверят.

Бессмертная душа

Ученый верил, что человек состоит из души и тела. При этом, Платон стал первым греком, кто попробовал доказать бессмертность души.

Душа бессмертна потому что:

1. У всего есть противоположность, если существует смерть, значит существует и бессмертие;

2. У человека с рождения заложены универсальные понятия о справедливости и красоте. Это говорит о том, что душа существовала ранее, вступала в жизнь в другом теле и просто помнит эти понятия;

3. У всего есть видимая сторона и невидимая. Предположим, видимая сторона – это тело. Невидимая – душа. Тело стареет и меняется. Душа не изменяется с возрастом. Поэтому тело – временное явление, душа – вечное.

4. Душа – подлинная причина существования тела. Это идея жизни. Если душа есть сама жизнь, то она не может быть причастна к смерти.

Платоническая любовь

Виталий Котобород, автора канала „ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ“ — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ЛЮБОПЫТСТВУЮЩИХ, помог нам разобраться в идее платонической любви:

«Платоническая любовь» в современном значении – духовная/эмоциональная связь между людьми. Связь, лишённая физического влечения. Говоря о «платонической любви», люди часто подразумевают чистые и светлые помыслы.Такое современное значение имеет не столь много общего с Платоном, хоть и основываются на его идеях. Древнегреческий философ действительно исследовал тему любви. Герои «Пира» Платона очень много рассуждают о ней. В том числе и о физическом влечении и его отсутствии.Однако Платон не даёт однозначного ответа на вопрос «какой должна быть настоящая/правильная любовь». Не вводит такого понятия, как «платоническая любовь». Платон даёт пищу для размышлений, благодаря которой философы ведут бурные дискуссии по сей день.Также нельзя сказать, что он полностью отвергает физическое влечение к телу. Скорее считает его лишь началом. Примерно об этом нам рассказывает Диотима из «Пира» Платона:«<.> начав с отдельных проявлений прекрасного, надо всё время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное».

Государство

Взгляды на устройство государства у Платона утопические, но не лишенные смысла.

Рукопись III века нашей эры, содержащая фрагменты «Государства» Платона

Каждый должен заниматься своим делом, земледелец – пахать, кузнец – ковать, воин – сражаться. При этом кузнец не должен выходить за рамки своей профессии и пытаться побыть кем-то другим. Управлять людьми должны философы, личности разумные.

В целом, это и есть лучшее государство в представлении ученого.

В завершение, Платон – это человек, обрисовавший идеальную, стройную картинку мира, которая заставляла самозабвенно мечтать людей, живших тысячи лет после него. Именно он научил смотреть не только на внешние проявления, но и вглубь предмета.

07.02.2021 15:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!