СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУБИЗМ в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Вопрос о том, когда зародился кубизм и кто проложил

путь в его развитии неразрывно связано с вопросом

о том, что отличает кубистское искусство, как его можно

определить и кого можно назвать кубистом».

Историк искусства Кристофер Грин

Пейзажи Пикассо, написанные в Орта-де-Эбро в 1909 году (выполненные через два года после Авиньонских девиц и через год после «кубиков» картин Брака L'Estaque), считались первой кубистской картиной (Гертруда Стайн). Однако общепризнано, что первая выставка кубистов состоялась в 1911 году. Жан Метценже, похоже, отказался от своего стиля дивизионизма в пользу огранки формы, связанной с аналитическим кубизмом (1908 или начало 1909). Метценже часто посещал Bateau Lavoir в то время и выставлялся вместе с Браком в галерее Berthe Weill. К 1910 году прочная форма раннего аналитического кубизма Пикассо (Девушка с мандолиной, Фанни Телье, 1910), Брака (Скрипка и подсвечник, 1910) и Метценже (Обнаженная, 1910) стала практически неразличимой.

Глез и Метценже отдают дань уважения Сезанну в своем кубистском манифесте 1912 года. Du "Cubisme" :

«Понять Сезанна – значит, предвидеть кубизм. Отныне мы вправе сказать, что между этой школой и предыдущими проявлениями есть только разница в интенсивности, и что для того, чтобы убедиться в этом, мы должны изучить методы этого реализма, которые, исходя из поверхностной реальности Курбе, погружает вместе с Сезанном в глубокую реальность, становясь сияющей, заставляя непознаваемое отступить».

В изобразительном искусстве термин «кубизм» описывает революционный стиль живописи, изобретённый Пабло Пикассо и Жоржем Браком в Париже в период с 1907 по 1912 годы. Их кубистские методы – первоначально под влиянием геометрических мотивов в пейзажных композициях художника постимпрессиониста Поля Сезанна – радикально пересмотрели природу и сферу изобразительного искусства и возвестили совершенно новые способы представления реальности. В этом смысле кубизм знаменует конец эпохи Возрождения и начало эпохи современного искусства.

Помимо Бракa и Пикассо, в число других известных художников, тесно связанных с этим движением, входят художники Хуан Грис, Фернан Леже, Роберт Делоне, Альберт Глез, Андре Лот, Жан Метценже, Фрэнсис Пикабиа, художник-универсал Марсель Дюшан и скульпторы Жак Липшиц, Александр Архипенко. Кубизм был отправной точкой или существенным элементом ряда других движений современного искусства, включая футуризм (1909–1914), орфизм (1910–1913), ворцизм (1914-1915), русский конструктивизм, (c.1919-1932) и дада (1916-1924).

После трёх десятилетий вдохновлённого импрессионистами искусства, кульминацией которого стало фовистское движение (членом которого, кстати, был Брак), Пикассо начал беспокоиться о том, что этот тип живописи является тупиком со все меньшим потенциалом для интеллектуального исследования. В этом умонастроении он познакомился с африканским племенным искусством, в то время как в Испании он начал рисовать Авиньонских девиц (1907, MoMA, Нью-Йорк) - его новаторский шедевр, плоские расколотые плоскости заменили традиционную линейную перспективу, что сигнализировало о его разрыве с натуралистическими традициями западного искусства. В то же время, Жорж Брак, бывший студент престижной Школы изящных искусств в Париже, был ошеломлён выставками картин Сезанна 1907 года в парижском Салоне д’Отом и в галерее Бернхейм-Жюна. Особенно его вдохновили Большие купальщицы (1894-1905). Затем Брак и Пикассо познакомились в октябре 1907 года и в течение следующих двух лет разработали так называемый кубизм – совершенно новый метод изображения визуального мира.

Летом 1908 года, находясь в L’Estaque около Марселя, Брак написал серию пейзажей, которые были показаны в том же году в галерее в Париже, принадлежащей арт-дилеру Даниэлю-Анри Канвайлеру. Рассматривая эту выставку, известный искусствовед Луи Воксель прокомментировал, как Брак сводит все достопримечательности, фигуры и дома к геометрическим очертаниям в виде кубов. В следующем году Воксель использовал выражение «bizarreries cubiques» (кубические эксцентричности) – фразу, якобы впервые использованную Анри Матиссом, – и к 1911 году термин «кубизм» вошёл в английский язык. Описание вполне подходит для блочных форм в некоторых ранних пейзажах Брака и в нескольких похожих работах Пикассо, написанных в Орта-дель-Эбро в Испании, но не для их более поздних кубистских картин, в которых формы разбиты на грани, а не кубики. Этот термин использовался двумя практикующими кубистами, Глезом и Метценже, в их влиятельной книге 1912 года «Кубизм».

Со времён Ренессанса, если не раньше, художники писали картины с единой фиксированной точки зрения, как будто они делали фотографии. Иллюзия глубины фона создавалась с использованием стандартных условных обозначений линейной перспективы (например, объекты показывались меньшими по мере отступления) и путём рисования фигур и объектов с закруглёнными затенёнными поверхностями для создания трёхмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект изображались в определённый момент времени.

Напротив, Брак и Пикассо считали, что полное значение объекта можно уловить, только показав его с нескольких точек зрения и в разное время. Таким образом, они отказались от идеи единой фиксированной точки и вместо этого использовали множество точек зрения.

Кубизм имел две идентичности: публичную и частную. Стиль был разработан совместно Пабло Пикассо и Жоржем Браком на основе наблюдений, полученных от Сезанна, а также, в некоторой степени, от этнографического примитивизма, подобного тому, который исследовал Пикассо в период его интереса к африканскому искусству. Брак дебютировал с персональной выставкой, организованной Канвайлером в ноябре 1908 года.

В 1912 году группа кубистов, называющая себя Секцией Ор, с Делоне во главе, была выставлена в галерее La Boetie. Рассматривая это шоу, искусствовед Гийом Аполлинер придумал термин «орфизм», применив его, в частности, к работам Делоне. С первым опубликованным заявлением о кубистской теории выступили «Метценже и Глез» – «Du Cubisme», опубликованное в 1912 году; за ним последовало «Les Peintres Cubistes» Аполлинера, опубликованное в 1913 году. В 1913 году также состоялась знаменитая оружейная выставка, проходившая в феврале-марте на Лексингтон-авеню, Манхэттен, Нью-Йорк, в которой «Обнажённая, спускающаяся по лестнице (№2)» Марселя Дюшана (1912) была спорным, даже скандальным, притяжением

Примерно в начале 1912 года Пикассо и Брак перешли от аналитического кубизма, с которого они начали, к синтетическому кубизму – новому, более декоративному и ориентированному на поверхность стилю, созданному с использованием новых техник, таких как коллаж и папье-колли. Включение детрита (зернистая масса) в их картины можно рассматривать как начало искусства барахла (джанк-арт). На этом этапе к ним присоединился Хуан Грис.

Кубизм был стилем с претензией. Это было иконоборчество, вызов. Он был сосредоточен на идеях, а не на красивых картинках. Но он захватил дух эпохи – эпохи сложных французских музыкантов Клода Дебюсси, Эрика Сати и Мориса Равеля, и аналитический кубизм, в частности, соответствовал идеям французского философа Анри Бергсона (1859-1941), чья концепция одновременности утверждала, что прошлое перекликается с настоящим, которое впадает в будущее. Между тем изобразительное искусство находилось на распутье. Импрессионизм был вчерашней модой, Belle Epoque парижского плаката закончилась, Тулуз-Лотрек был мёртв, модерн находился в упадке и даже красочный фовизм иссякал. В то же время политическая температура в Европе повышалась, открывая ужасные стороны войны и хаоса. В своём нападении на старые черты искусства эпохи Возрождения, кубизм отражал призывы к переменам во многих других дисциплинах, а также в мире в целом.

Идеи кубизма были также поглощены и адаптированы теми, кто работал в других дисциплинах, таких как абстрактная скульптура, а также архитектура и прикладное искусство. Кубистская скульптура развивалась из коллажа и папье-сосуда, и подавалась в сборку. Новые методы не только освободили скульпторов для использования новых предметов, но и побудили их думать о скульптурах как о построенных, а не только смоделированных объектах. Математические и архитектурные качества, найденные в работах Гриса, были здесь очень влиятельными, как это видно из работ Архипенко и Осипа Цадкина, Раймона Дюшана-Виллона и Анри Лоренса, Жака Липшица из Литвы, французского скульптора венгерского происхождения Жозефа Чаки, а также чешских скульпторов Эмиля Филлы и Отто Гутфройнда.

В конечном счёте, кубизм более важен как показатель того, что возможно в изобразительном искусстве. Он расширил границы искусства: альтернативы точки зрения на предмет; он продемонстрировал, что изобразительное искусство могло быть сделано из чего угодно, даже обломков мусора ("Когда б вы знали, из какого сора…"); поднял важные вопросы о природе реальности в искусстве. Это было одно из самых важных движений, связанных с Парижской школой и внесло значительный вклад в авангардное искусство начала 20-го века.

https://gallerix.ru/pedia/history-of-art-cubism/

https://ru.wikibrief.org/wiki/Proto-Cubism

29.09.2023 16:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!