СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурное наследие Каширы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Культурное наследие Каширы»

Кашира

2016 год

Оглавление

Введение. 3

Основная часть. 5

Культурное наследие. Памятники архитектуры. 5

1.Здание гимназия (ул.Коммуны, 2, бывшая Стародворянская). 5

2.Училище городское – ныне краеведческий музей (ул.Советская,46). 5

3. Здание городской думы (ул.Советская,39). 6

Православные памятники. 6

1.Успенский Кафедральный собор. 7

2.Веденская церковь. 9

Памятные места Каширского уезда. 9

1.Село Баскачи. 9

2.Село Большое Руново (Бесово, погост Спас-Детчин). 10

3.Село Завалье. 10

4.Село Злобино. 10

5.Село Кокино. 10

Старинные усадьбы. 11

Усадьба Лиды. 11

Усадьба Зендиково. 11

Заключение. 12

Список используемой литературы. 13

Введение

Культурное наследие - совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти.

Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объектом культурного наследия является место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической,эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность.

Цель исследования:

  1. Познакомиться с объектами культурного наследия Каширы;
  2. Показать всё величие и красоту объектов культурного наследия Каширы.

Культурное наследие нашего замечательного города является самой интересной темой для изучения.

Сложившийся в городском округе Кашире комплекс учреждений культуры, в целом, достаточно успешно решает задачи обеспечения многообразия культурной деятельности, повышения интеллектуального уровня жителей округа. В городском округе Кашира функционирует 41 муниципальное учреждение культуры: 18 культурно-досуговых объектов, 2 детские музыкальные школы, 15 библиотек, краеведческий музей.

На территории округа зарегистрировано около 110 памятников культурного наследия: истории, культуры, в том числе 7 дворянских усадеб, 15 особняков 19 века. Старая часть города сохранена как культурно-исторический центр. Каширский краеведческий музей, насчитывающий более 14,5 тыс. экспонатов, стал центром архивных поисков о городском округе Кашира.

В Кашире действует 155 клубных формирований, в которых занимаются 1782 человека. Это хоровые, музыкальные, танцевальные, театральные коллективы. Звания «образцовый» и «народный» имеют 11 из них. Лучшие участники коллективов становятся артистами, Лауреатами, художниками и певцами. В музыкальных школах округа обучаются более 700 детей. Ежегодно одаренные дети награждаются стипендиями Министерства культуры Московской области.

Историко-культурное наследие Каширы - неотъемлемая составная часть общечеловеческой культуры, действенный рычаг формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, важнейшее хранилище исторической памяти.

Приобщение к историко-культурному наследию дает нам не только понимания прошлого, но и знание настоящего в свете того смысла, который мы усматриваем в будущем.

Основная часть.

Культурное наследие. Памятники архитектуры.

В облике Каширы отразились различные этапы ее архитектурно-пространственного развития на протяжении 17-19 веков. В то время как на крутых береговых склонах к Оке удержались фрагменты средневековой ландшафтной планировки, основная территория города организована на принципах классицизма. Большую группу составляют полукаменные-полудеревянные купеческие дома 1860-1870-х гг. с мезонинами и смесью классики и ложнорусского стиля в деталях и резьбе. Более поздняя деревянная застройка отличается редким художественным единством.

Среди городских построек сохранились представительные, в основном двухэтажные торговые, административные, общественные и жилые строения, между которыми выделяются здания, отнесенные к памятникам архитектуры. Я расскажу о некоторых из них.

1.Здание гимназия (ул.Коммуны, 2, бывшая Стародворянская)

Кирпичное оштукатуренное двухэтажное здание, созданное в формах позднего провинциального классицизма. Выстроенное в первой половине 19 века, видимо, для жилья, оно лишь во второй половине столетия было передано учебному заведению. В связи с этим у дома появились боковые пристройки, одна из которых, для парадного входа с улицы, сохраняется до настоящего времени. Две параллельные полки из белого камня образуют широкий междуэтажный пояс, столь характерный для жилой архитектуры 1830-1840-х гг. Планировка здания была изменена в процессе капитального ремонта 1978 года.

2.Училище городское – ныне краеведческий музей (ул.Советская,46)

Наиболее выразительное в городе гражданское общественное здание начала 1910-х годов. Выстроено в стиле модерн с привлечением мотивов романского зодчества и северной готики. Двухэтажное, сложено из кирпича, не оштукатурено, ныне побелено по кладке. Различные по характеру проемы служат активным средством художественной выразительности здания. С большой наглядностью они выражают и функциональное назначение каждого этажа, из которых верхний был отведен учебному заведению, а в нижнем предполагались квартиры директора и преподавателей. Жилье имеет коридорную систему и отдельный наружный вход. Планировка училища, за исключением актового зала в правом крыле, впоследствии частично изменена.

3. Здание городской думы (ул.Советская,39) Самой значительной городской постройкой второй половины 19 века является здание городской думы, построено из кирпича с двухцветной покраской (красные стены- белые детали) в стиле эклектики, двухэтажные, прямоугольное в плане. Фасады здания имеют асимметричную композицию с последовательно выраженным поэтажным членением. Планировка характерная для административных построек того времени. 4.Здания эпохи конструктивизма Каширу не обошло стороной строительство в конце 20-х, в начале 30-х годов зданий в стиле конструктивизма. Этот архитектурный стиль, основой которого был функциональный метод, требовал от архитектора учета особенностей функционирования зданий и сооружений, целесообразность его конструкций. Кинотеатр «Родина» в Кашира-1 выстроен с учетом его использования только для показа кинофильмов. Изящество и красоту зданию придает выгнутый дугой главный фасад.

Здание бывшей фабрики-кухни в Кашире-2 является лучшим образцом стиля конструктивизма. В основе архитектурного замысла лежит идея централизации трудоемких процессов быта, в частности, превращение процесса питания в одну из форм социального общения.

В стиле конструктивизма выстроено здание Дома культуры Каширской электростанции. Кроме этого существует множество зданий и сооружений, которые имеют свою историю и эпоху, в которой они зарождались.

Православные памятники. На протяжении всей истории Кашира была православная городом, а жители испокон веков хранили характерную для русских людей Православную веру. В церковном отношении принадлежность Каширы в течении веков несколько раз менялась.

По количеству церквей Каширский уезд на протяжении столетий был в числе первых. Так в 1658 году Кашира с уездом имеет 79 церквей, Коломна с уездом- 48, Тула с уездом-75, Орел с уездом-22 церкви и 4 часовни, Кромы-17 церквей.

Уже в 1764 году в Каширском уезде насчитывалось 168 церквей, в Коломенском- 209, в Тульском-113, т.е. на всем протяжении Кашира являлась духовным центром этих земель.

В настоящие время каширское благочиние входит в состав Московской епархии. Благочиние объединяет церкви Каширского округа, насчитывает 19 приходов. Из них в городе действует 6 храмов, пять из которых в Советское время были закрыты, богослужения совершались только в церкви Святых мучеников Флора и Лавра.

Большинство храмов городского округа Кашира в настоящее время активно восстанавливаются. Сохранившиеся древние фрески и иконы не перестают поражать нас до глубины души и позволяют представить былую красоту православных церквей.

1.Успенский Кафедральный собор. Обиходные названия: Богородицкий собор; Успенский собор.

Успенский собор выстроен к 1842 г., внутренняя отделка завершена в 1842 г. Строился на средства местных благотворителей, в том числе Ивана Митрофанова и Семёна Лепёшкина. Храм использовался долгие годы не по назначению, полностью отреставрирован. Очень красиво.

Успение Пресвятой Богородицы — праздник, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Празднуется 15 августа по юлианскому календарю (28 августа по новому стилю).

Из церковного предания известно, что Богородица после Распятия Спасителя жила в Иерусалиме – в доме родителей. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах, убеждала людей в истинности пути к Христу. Однажды, во время молитвы у Гроба Господня к Богородице явился Архангел Гавриил, он сообщил Деве Марии, что Ее земные дни сочтены. Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, в которой покоился и прах Ее супруга у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм. Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю. Апостол Фома не успел на похороны Богородицы – он пришел в Иерусалим на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» – повествует святитель Димитрий Ростовский.В этот же день святые апостолы собрались все вместе за обедом – а виделись они довольно редко, ведь каждый нес Слово Божие в разных странах. И тут им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

2.Веденская церковь.

Обиходные названия: Введенская церковь; Богородицкая церковь. История. В 1802-1817 гг. на торговой, бывшей Хлебной, площади возведена существующая ныне церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: в честь Воздвижения Господня и во имя бессребреников Косьмы и Дамиана. Поставленный на высоком месте храм служит активной доминантой в силуэте старого города. Здание стиля классицизма, напоминает постройки казаковской школы. Необычайной высоты колокольня (сначала имела пять ярусов), шестой ярус которой с часами и шпилем надстроен в 1860-х гг. на средства купца Перцева. Роспись интерьеров церкви, середины XIX в. Сохранилась композиция на западной стене храма, повторяющая известную картину А. Иванова «Явление Христа народу».

В советское время Введенская церковь была закрыта. Утрачено богатое внутреннее убранство. С 1991 г. в храме возобновились богослужения. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Кашире названа в честь христианского праздника продолжающего тему праздника Рождества Богородицы и совершаемый 21 ноября (4 декабря).

В настоящее время в городском округе Кашира существуют более 20 церквей.

Памятные места Каширского уезда.

1.Село Баскачи.

Археологические раскопки показывают, что это красивое, богатое родниковой водой место было заселено вятичами, переселившимся сюда еще в 9-11. Село Баскачи основано в стародавние времена и расположились у реки Оки в 8вертах от современной Каширы по левую сторону о дороги на Зарайск. Это место еще называлось Родниковом, так как было богато родниками. Название села Баскачи дает основание предполагать, что здесь находилась ставка татарского баскака- сборщика дани. На месте обветшавшей деревянной церкви Богоявления, которая там была до 1752 году, в селе построен величественный каменный храм на средства князей Мещерских.

2.Село Большое Руново (Бесово, погост Спас-Детчин).

В 14 верстах от Каширы, на берегу Оки, по левую сторону от Зарайской дороги издавна стоит это село. Первые документальные сведения о нем известны с 16 века. Возникло село на месте погоста Детчин (погост- пункт торговли окрестных деревень и приезжих гостей-купцов), где поп Иван Васильев, сын Попова поставил деревянную церковь Преображения Господня, возле которой было отведено место под кладбище, и погост стал называться Спас-Детчин. Здесь когда-то находился монастырь, о чем в писцовых книгах 16 века указано о выделенных Протасову землях под этот монастырь - 39 частей.

3.Село Завалье.

Село известно с 16 века. Возникло Завалье в 18 верстах от современной Каширы, между дорогами на Венев и Зарайск, между двумя горами в глубокой лощине, при речках Тетеринке и Колче. Завалье в писцовых книгах записано было Ильею Степановичем Нащокиным в 1578 году как деревня. Стало селом, когда в нем была построена деревянная церковь. В первой половине 17 века на месте деревянной была построена каменная церковь во имя Рождества Божией Матери.

4.Село Злобино.

Село Злобино возникло при реке Жежельни в незапамятные времена в 12 верстах от современной Каширы. Неоднократно подвергавшееся опустошительным набегам, село снова возрождалось. Впервые упоминается в 1441 году, когда великий князь московский Василий Васильевич пожаловал селом в Коломенском уезде выехавшего к нему на службу из Литвы Семена Писаря. Название свое село получило от имени первого владельца Зобы Злобина (в древности прозвище Злоба получали люди суматошные и беспокойные, а вовсе не злые).

5.Село Кокино.

Название село получило от фамилии помещика Кокина. Возникло оно в 7 верстах от уездного центра, более 400 лет назад. Как свидетельствует писцовые книги, в 1578 году, при владельце села Феодосие Александровиче Лихареве здесь была построена деревянная церковь Николая Чудотворца. В селе находился помещичий дом, 5 дворов дворовых людей, 3 пустых крестьянских двора и 2 места дворовых. В 1624 году на месте обветшавшей церкви появилась новая – во имя Святой Великомученицы Параскевы, православная служба в которой проводилась до 1794 года. Сохранилось имя священника Авраама Вавилова, упоминаемое в документах 1677 годом. В течение многих лет владели селом Лихаревы, князья Волконские.

В городском округе Кашира существуют еще: село Колтово, село Растовцы, село Руново, село Стародуб, село Тарасково и многие другие, которые имеют свою историю развития и первого упоминания.

Старинные усадьбы.

Усадьба Лиды.

Деревня Лиды раскинулась вблизи от Каширы, в 3-х верстах от Иваньковской дороги. История деревни идет с 16 века, тогда она впервые упоминается в писцовых книгах. Возникла деревня в живописной местности на склоне оврага, на фоне лесов, вблизи Оки и ручки Омутни, на территории Растовецкого стана. В 1578 году владелец деревни Лопарь Никитович Ильин на своей земле построил деревянную церковь Николы Чудотворца, ставшую центром прихода. Церковь имела свои пашни, возле нее стояли три церковных двора.

Усадьба Зендиково.

В стародавние времена приютилась деревня Зендиково на речке Омутне, по правую сторону Веневской дороги, в трех верстах от Каширы. Деревня возникла, видимо, в середине 16 века. А в 1578 году в писцовых книгах значилось, что деревней владел И.М. Темирязев. Родоначальником рода был Темир-Гази, князь Ордынский, отличившийся в войне с Литвой в 1374 году.

Заключение.

Я выбрал тему «Культурное наследие Каширы», так как считаю, что культурное наследие нашего замечательного города является самой интересной темой для изучения. Я подобрал нужную литературу и изучил её, узнал многое для себя.

Наш город, в отличии от других городов Московской области, сохранил старинные здания, тем самым, позволил нам увидеть ту или иную эпоху создания строений.

Фактически мы не хозяева этого богатства, а мы его пользователи, которые должны сохранить это и передать детям и внукам. Это не только громкие слова, это на самом деле чрезвычайно серьезно. Потому что мы постоянно сталкиваемся с таким положением дел, когда наследие просто используется, а часто просто забывается. Люди часто живут среди богатств и не замечают этого.

Список используемой литературы.

  1. А.А. Голубев, П.Н. Гладир. «Каширская старица». Москва, 2005г.
  2. В.Д. Дудов. «История Каширского края». Кашира, 1997 год.
  3. Н.В. Рыжова «Кашира – 650». Кашира, 2006г.
  4. Ю.Г. Иванов, Путеводитель по культурно-историческим памятникам «Памятные места ПОДМОСКОВЬЯ». Смоленск,2012г.
  5. А.П. Прусаков. «Город Кашира». Москва,1991г.
  6. Е.П. Самохин. «Очерки о Кашире». Коломна, 2003г.
  7. «Справочник-путеводитель по монастырям. Подмосковье. Южное направление». Москва,2002г.
  8. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурное_наследие
  10. Интернет-ресурс: http://www.kashira.org/
  11. Интернет-ресурс: http://www.vidania.ru/citykashira.html
Категория: Всем учителям
31.03.2017 20:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!