СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи для педагога - это речевое мастерство, главное в котором уметь найти стилистически правильный способ общения. Культура речи педагога, как и любого человека, принадлежащего к интеллигентной профессии, предполагает высокий уровень общей культуры и любовь и уважение к нормам родного языка. Учитель, который обладает привлекательным тембром голоса, богатой и лексически содержательной речью, способен успешно решать любые учебно-воспитательные задачи.

Актуальность темы в том, что одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание, это определяет высокие требования, которые общество предъявляет к речи педагога любого образовательного учреждения. Кроме того, не следует забывать о важности повышения культуры речи педагога в контексте повышения качества образования в целом. Качество развития речи ребенка напрямую зависит от речевой среды, в которой он обучается.

Стиль педагогического общения – это термин, который используется в психологии и методике преподавания, характеризуется как «совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности». Индивидуальные психические свойства личности, интеллекта и занимаемой роли в классе определяют особенности стиля педагогического общения. Нет общепринятой классификации. Наиболее распространены следующие стили:

1) устрашающий;

2) заигрывающий;

3) дистанцированный;

4) дружеский;

5) общение совместной увлеченности.

Выбор стиля общения зависит не только от самого учителя, но и от конкретной ситуации в классе и аудитории слушателей в целом.

Для учителя одним из показателей успешности педагогического мастерства является знание своего предмета. Поэтому не лишним будет подготовка, как фактического материала, так и психологическая.

Голос – важнейший инструмент в работе учителя. К голосу педагога выдвигается ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Однако существует несколько универсальных характеристик, таких как благозвучность, интонационная гибкость, убедительность, а главное сила и выносливость.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех перечисленных качеств включает в себя постановка голоса.

Дикция с строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков и интонационных пауз является одним из важных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Более того, успешная коммуникация невозможна без дикции. Нарушенная артикуляция приводит к повреждениям информации, получаемой реципиентом, т.е. затрудняет понимание учениками материала урока в частности. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию.

Речь учителя обязательно эмоциональна и наполнена интеллектуальным содержанием – это и есть выразительность. Она является таким же неизменным требованием, как, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Речь учителя является эталоном, по которому ребенок учится строить свою речь. Речевая культура учителя для ученика часто выполняет роль единственно верного образца литературной. В силу этого особое внимание следует обратить на форму и характер речи педагога. Она должна быть доступна не только для восприятия, но и возможного подражания.

Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Некоторые особенности педагогического общения с подростками. — [Текст] / Г.С. Абрамова //http://www.proshkolu.ru/ user/ lpsinkova60 /blog/ 29212/
  2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. — [Текст] / Б.Ц. Бадмаев.- М., 2000.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. — [Текст] / И.А. Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997.

© А.П. Байдикова, 2020

Категория: Всем учителям
08.11.2020 13:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!