СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая литературная работа

Эссе

“Культура слова”

Руководитель: Дудковская Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГУО “Движковская базовая школа Ельского района”

Когда все остальное потеряно,

Все же остается еще будущее.

К. Боуви

Уж так устроен человек, что один из главных занимающих его вопросов – вопрос « Что будет?». Каким будет будущее – светлым, мирным, счастливым, полным беззаботной радости и смеха или, наоборот, черным, горьким и безрадостным?

Подобные вопросы вряд ли предполагают точные однозначные ответы. Ведь будущее отделено от нас непреодолимой стеной времени. Издревле человек стремился преодолеть время и заглянуть в свое «завтра». Но можно ли предугадать пути развития человечества?

Страстное желание заглянуть за завесу времени присуще уже писателям античности. Например, стремление к порядку, культуре древнегреческий философ Платон воплотил в своем труде « Государство».

В современной мировой литературе существует большое количество произведений, в которых авторы пытаются также заглянуть в будущее. Замятин и Хаксли, Оруэлл и Платон, Ефремов, братья Стругацкие. Многие из них не могут не показаться пессимистичными, вызывающими страх. Успокаивает понимание, что мы в ответе за нашу страну, за свое будущее. А для того, чтобы грозный Апокалипсис не стал явью, целью нашей жизни должно стать созидание, а не разрушение. Тогда наша планета не превратится в космический « Летучий голландец», вечно несущийся в просторах Вселенной.

Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет времени на то, чтобы осмыслить настоящее. Жизненный темп настолько велик, что современному человеку некогда подумать о завтрашнем дне. Между тем, не зря говорят, что если ты не думаешь о своем будущем, у тебя его никогда не будет. Ведь будущее слагается и зреет в настоящем.

В одном своем стихотворении поэт Владимир Маяковский написал:

« Наше время трудновато для пера». Возможно, он был прав. Для того чтобы как можно более объективно оценить день сегодняшний, надо четко представлять себе свое место в мире, уметь посмотреть на себя и на все, что тебя окружает, со стороны. А это непросто.

В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. За последние три века темпы их угасания или исчезновения возрастают. Культура мира может существовать только тогда, когда люди имеют возможность пользоваться родным языком свободно и в полной мере в любых жизненных ситуациях.

Международный день родного языка был провозглашен ЮНЕСКО в тысяча девятьсот девяносто девятом году и имеет своей целью поощрение языкового разнообразия и образования на разных языках, а также содействие культурных традиций, которые основываются на взаимопонимании и диалоге между странами мира.

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она воспитывается, прививается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. В истории русского народа есть пословица, известная всем: « Встречают по одежке - провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить ум, интеллект. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости человека мы судим по его речи: кричит, хамит – злой; говорит ласково – добрый. Красноречивые люди обаятельны, а те, кто не может связать двух слов, нам не интересны.

Слово – важнейшее средство общения, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое.

« Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждение этому приведу такой пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для именитых гостей самое вкусное кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подавал только языки, раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз Эзоп получил распоряжение приготовить самое худшее. И снова он приготовил языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько же их? На этот вопрос не сможет, наверное, ответить ни один специалист, ни одна статистика. В произведениях А. С. Пушкина было использовано двадцать тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения.

Но, к большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет, и мы будем довольствоваться жалким набором слов?

Наша речь подвержена разнообразным влияниям: оскудению, засорению. В последнее время чаще приходиться сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Сквернословие невольно становится болезнью века. Человек уже не может построить свою речь без слов – паразитов. Часто такие люди, попадая в приличное общество, стараются больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи. Некоторые оправдываются, что нецензурные слова срываются с языка не по злому умыслу, а по привычке. Но дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. Употребление бранных слов следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человечества. В семнадцатом веке за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь, а в девятнадцатом -матерщинников воспринимали как безбожников и анархистов…

Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, добрые книги и общение. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая прекрасный язык народа, во всем многообразии его культуры. Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше « лицо», и пусть оно не будет грязным.

Особенно важно, чтобы постоянным чтением современной молодежи стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Нельзя не прочитать « Гранатовый браслет» А. Куприна, « Дети подземелья» В. Короленко, « Хамелеон» А. Чехова, « Старик и море» Э. Хемингуэя. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Нельзя не сказать и еще об одном человеческом качестве, которое затрагивается в творчестве Л. Толстого. Это – милосердие. В фильме «Место встречи изменить нельзя» один герой произносит: «Милосердие – поповское слово». Но главная идея этого фильма заключается как раз в том, чтобы доказать: только возвращение к человечности, гуманному отношению ко всякому, даже оступившемуся, человеку, станет основой возрождения. Ведь зло порождает только ответное зло, агрессия – ответную агрессию. И только доброта побеждает.

И если мы хотим, чтобы у нас и наших потомков было будущее, мы должны уже сегодня – ежечасно - в каждом слове и каждом поступке возрождать доброту и милосердие, которые испокон веков были присущи славянам.

В каждом народе есть такая черта характера, которая отличает его от соседей. О немцах, например, говорят, что они педанты, поляков называют настырными, украинцев считают хитрыми, белорусов – покладистыми. Есть отличительная черта и у русского народа. Это – страстность. Она является порождением сильных чувств и большой силы воли. Направленная на любимое или нелюбимое дело, страстность приводит к крайним проявлениям чувств в русском человеке.

Замечательный пример дает русская литература.

Например, безудержный русский максимализм описал в своем стихотворении А. К.Толстой:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Я принадлежу к поколению, которому предстоит жить в двадцать первом веке. И не будет никакого преувеличения, если я скажу, что именно от нас, от нашего поколения зависит будущее. Нет ни одного человека, у которого не было бы недостатков. Есть они и в целых поколениях. И наше поколение не является исключением. Можно сказать, что мы еще не успели наделать ошибок, так как не жили самостоятельной жизнью. И это будет абсолютно верно. Но также совершенно верно и то, что мы – наследники наших предков. Мы не только внешне похожи на своих родителей. Мы во многом перенимаем их привычки, повадки, а порой и вкусы. Они, в свою очередь, переняли их от своих родителей – наших бабушек и дедушек, а те от своих. Значит, мы наследуем и ошибки, которые они, в свою очередь, тоже получили в наследство.

И вот мне кажется, что главной ошибкой моего поколения является безбожие. Точнее, неверие.А в результате рождается грех, который начинает передаваться из поколения в поколение, перевоплощаясь в различные формы зла.

Сегодня восстанавливаются разрушенные храмы, реставрируются картины. Многие люди становятся прихожанами. Но молодежи среди них очень мало. В основном это люди старшего поколения. Было бы очень хорошо, если бы азы христианских понятий о добре и зле, любви и милосердии, сострадании и сочувствии человек получал в самом раннем детстве.

Давайте же уважать друг друга!

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

27.02.2021 16:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!