СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Деятельность куратора является важнейшей частью воспитательной системы профессионального учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к студентам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением общество, государство, родители: максимальное развитие каждого студента, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Куратор как никто другой в учебном заведении оказывает влияние на формирование личности студента. Студент приходит в образовательное учреждение СПО, уже имея определённые личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Несомненно, значительный вклад в этот процесс вносит школа. Но перед профессиональным ОУ стоят не менее сложные задачи. Это и создание условий для быстрой и комфортной адаптации студентов 1 курса, и преодоление трудностей всех этапов обучения, и формирование гражданской позиции личности, и многое другое. В этот период особое значение приобретает грамотная, целенаправленная работа куратора учебной группы, в которой приоритетную роль играет личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей, педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение обучающегося в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.
В основе личностно-ориентированного подхода лежат следующие принципы:
- принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление студента к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
- принцип индивидуальности: каждый студент учебной группы должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
- принцип субъектности: следует помочь студенту стать подлинным субъектом жизнедеятельности в учебной группе и образовательном учреждении, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
- принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы студент жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в учебной группе и ОУ;
- принцип творчества и успеха: благодаря творчеству обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
- принцип доверия и поддержки: вера в студента, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению.
Применение принципов личностно-ориентированного подхода в работе куратора учебной группы, способствует эффективной реализации следующих задач:
- выявление склонностей студента, создание условий для его развития в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и возможностями;
- формирование у каждого студента группы ясной жизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
- гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
- овладение общечеловеческими нравственными ценностями, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
- формирование активной гражданской позиции, соответствующей принципам общества, правам, свободам и обязанностям личности.
Опора на личностно-ориентированный подход требует от куратора учебной группы сложной и кропотливой работы. Куратору необходимо:
- постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности, темперамент, черты характера, взгляды, вкусы, привычки студентов группы;
- уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности важных личностных качеств;
- постоянно привлекать каждого студента группы к посильной для него деятельности, обеспечивающей развитие личности;
- своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели;
- сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
- развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность студентов, не столько руководить, сколько умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность.
В связи с этим, работу с учебной группой куратор всегда начинает с тщательного изучения личности каждого студента с помощью различных психолого-педагогических методик диагностирования, включающих в себя беседы, наблюдения, анкеты, тесты, сочинения и т.д. Подобные исследования необходимо проводить регулярно, т.к. подростковый возраст зачастую непредсказуем и изменения происходят очень быстро.
Также важным направлением работы куратора с учебной группой является создание портфолио личных достижений студентов. Очень важно организовать работу студента над своим портфолио так, чтобы он смог представить в нём наиболее успешные стороны своей деятельности. Это особенно важно для студентов, не имеющих больших успехов в учёбе или спорте. Тем не менее, у каждого есть свои сильные стороны, о которых порой не догадываются сверстники, а иногда их не замечает и сам студент.
Еще одним направлением работы куратора учебной группы, способствующим реализации личностно-ориентированного подхода, является организация работы актива группы. Работа в активе поможет студентам проявить свою позицию, обрести социальный опыт, развить ответственность и самостоятельность в принятии решений. Актив совместно с группой и куратором решает важные вопросы, координирует деятельность по планированию внеучебных мероприятий, участвует в их организации и проведении, проводит мероприятия, направленные на создание благоприятной учебной обстановки и повышение эффективности учебной деятельности, повышение уровня культуры и кругозора студентов группы, поддержание физического здоровья и формирование здорового образа жизни.
Несомненно, личностно- ориентированный подход в воспитании не ограничивается лишь вышеизложенными направлениями. Он включает в себя и такие формы работы как, например, личностно-ориентированный классный час, и многое другое.
Таким образом, к наиболее приемлемым методам работы личностно-ориентированного подхода можно отнести:
1. метод диалога;
2. игровые методы;
3. рефлексивный метод;
4. метод педагогической поддержки (деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении индивидуальных проблем студентов, связанных с их физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением);
5. диагностические методы;
6. создание ситуации выбора и успеха.
В заключении можно сделать вывод о том, что наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия. Главное, что опора на принципы личностно-ориентированного подхода позволяет куратору учебной группы осознать уникальность каждого студента и помочь ему сформироваться как полноценной, социально активной и многогранной личности.
© 2019, Карпова Ирина Леонидовна 375