СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лечение или обучение?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В больничных классах я работаю с 2012 года. У нас нет кабинетов в привычном понимании этого слова, нет звонков, больших пособий, таблиц, доски, но, тем не менее, у каждого учителя есть своя дидактическая и методическая база для обучения.

В своей работе мы руководствуемся сборником нормативных документов, составленным на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования: федеральным базисным учебным планом, примерными программами по учебным предметам, контрольно-измерительными материалами.

Одним из назначений государственного стандарта образования является защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья. В связи с этим, моей существенной задачей, как учителя, стал поиск внутренних резервов совершенствования деятельности. Образовательные программы по математике я реализую согласно уставу, лицензии, положению об общеобразовательном учреждении.

С целью реализации поставленных задач я постоянно совершенствую планирование. Мною составляются календарные, тематические, поурочные планы, адаптированные к условиям работы в больнице. Планирую сразу целую главу, включающую несколько тем, подбираю соответствующий материал для организации объяснения, закрепления, контроля и повторения ранее изученного. При таком планировании мне легче перестраиваться «на ходу», легче найти подход к каждому ученику, изменить структуру учебного занятия. Такая динамичность ситуации является особенностью работы в больничных классах.

Проблема обучения детей в условиях больницы является очень актуальной. Так как нет специальной методической литературы по организации учебной деятельности в больнице, методические объединения учителей, в частности учителей английского языка, проводят большую работу по исследованию, изучению и внедрению в практику различных форм организации учебных занятий. На заседаниях МО мы делимся опытом со своими коллегами, разрабатываем организационно-педагогические рекомендации оптимизации образовательного процесса на валеологической основе. Эффективности совершенствования педагогического мастерства способствуют ежегодно проводимые предметные методические недели, взаимопосещения уроков, заседания «круглого стола». На открытых уроках стараюсь продемонстрировать различные формы организации учебной деятельности в смежных классах, с различным уровнем подготовки детей одного класса, в классах, где дети учатся по учебникам разных авторов, акцентирую внимание на наиболее удавшихся моментах в своей работе.

Состав наших учеников уникален. Дети рано поняли, что такое болезнь. Она безжалостно вырвала их из привычного школьного мира и закружила по больничным палатам. Особенностью больных детей является нарушение интеллектуальной деятельности. В процессе учебной работы у них быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли, раздражительность, склонность к капризам. В результате чего нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети не могут сосредоточиться, устают даже от небольшой нагрузки. Вот здесь и играет важную роль лечебная педагогика. К каждому ребёнку необходимо подобрать индивидуальный подход. Особенно осторожно надо заниматься с детьми, которые перенесли тяжёлые операции и психологические травмы. Здесь важен ласковый, доброжелательный, спокойный тон учителя. В процесс обучения неплохо вводить элементы игры, использовать различные виды опроса, виды занятий должны быть более разнообразными.

Учитывая специфику работы в больничных классах, я вынуждена часто использовать комбинированный тип урока. Одной из главных проблем, которую постоянно приходится решать в процессе подготовки к занятиям, является отбор материала, наилучшим образом отвечающего целям урока. От этого в большей степени зависит качество урока, его эффективность.

В последние годы работа усложнилась наличием большого числа альтернативных учебников. Групповые занятия уже практически потеряли смысл и стали больше индивидуальными. Тем не менее, требования к уроку остались те же. Процесс обучения по-прежнему выполняет три функции: образовательную, развивающую и воспитательную.

Зачастую дети обучаются от пункта к пункту, от параграфа к параграфу. Лишь в конце темы делаются попытки всё это связать на обобщающем уроке. Но ведь это бывает уже поздно. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать детям представление об изучаемой теме на первом уроке, поместив её в небольшой опорный конспект (маленький справочник). Он нужен всем: и сильным, и слабым. Именно его я считаю основным элементом своей работы. Это наглядный каркас объяснения. Благодаря своей лаконичности он способен охватить большой круг вопросов. В наших больничных условиях он необходим в связи с тем, что не все ученики обеспечены своими учебниками, многие легли в больницу с большим отставанием по предмету.

Опорные конспекты помогают длительное время поддерживать в памяти нужный объём информации. А, если выделить какие-то записи цветом, то получится красочная картинка, которая навсегда останется в памяти. С помощью опорного конспекта легче систематизировать материал. При этом сокращается время на изучение теории, а потому удаётся решить много задач. А поскольку в группу входят как сильные, так и слабые ученики, то всем им надо дать одинаковые возможности для развития интереса к учёбе.

Очень часто в больнице лежат дети с замедленным или со слабым умственным развитием. Они возбудимы, легко ранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому на уроках стараюсь создавать такой микроклимат, чтобы они и их сверстники не чувствовали большой разницы в своём развитии, тем самым исключаю всякую возможность унижения или презрения по отношению к ним. Самым удачным способом проверки знаний таких учащихся считаю карточки. Хорошим стимулятором является работа в парах (карточки взаимоконтроля). Очень эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть её заключается в том, что решения примеров комментируются учениками по цепочке, а я, по ходу комментария, исправляю возникающие ошибки.

Главной причиной появления пробелов в знаниях учащихся является большое количество пропусков занятий по болезни. Если ученик поступил в больницу после прохождения большой темы, то предлагаю ему выполнить проверочную работу. Ставлю для себя основную цель: проверить качество знаний и умений учащихся. Её проведение позволяет мне в дальнейшем чётко определить индивидуальную работу с учащимися. На следующем уроке в устный счёт я включаю основные моменты теории и примеры, отрабатывающие их. Задания подбираю с учётом ошибок, допущенных в диагностической работе. В заключение — самостоятельная работа по индивидуальным карточкам. Для ребят, не усвоивших тему, в течение недели провожу дополнительную работу попутно с изучением нового материала. Это позволяет не только ликвидировать пробелы в их знаниях, но и имеет большое воспитательное значение. Ребята учатся добиваться цели, доводить дело до конца, отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Важно отметить большую роль обучающих карточек в организации занятий в больничных классах, где ученики, собранные в группу, могут заниматься не только по разным темам, но и по разным учебникам. Такая карточка может помочь отдельным учащимся изучить тему самостоятельно. Пока одни работают с карточками, другим в это время возможно объяснить новый материал. Тем самым, время, отведённое на занятие, используется более рационально и продуктивно. Да и ребятам очень нравится такая работа. И что самое важное — материал усваивается ими значительно лучше. Помимо обучающих карточек в работе со слабоуспевающими учениками использую индивидуальные задания для устранения ошибок, в которых каждый пример сопровождается тем или иным правилом, сформулированным полностью или с пропусками.

В связи с тем, что в больничных классах делается упор на индивидуальную работу с учащимися, часто бывает, что результаты обучения оказываются выше, по сравнению с успехами в обычной школе.

06.11.2015 15:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!