СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Евгений Сусманович

Темпера, 1495—1498 гг., 460 на 880 см

Изображение увеличивается

1999 год. После долгих лет глубокой реставрации для широкого зрителя была открыта фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Местоположение: Италия, провинция Ломбардия, город Милан, трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

1452 год. В деревне под городом Винчи провинции Тоскана (Италия) родился Леонардо.

1980 год. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие (по-русски Святой Марии Милостивой) вместе с трапезной признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1465 год (по другим данным 1468 год). Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Андреа дель Верроккьо, что во Флоренции. В этом же году, но в Милане, начинается строительство церкви Санта-Мария-делле-Грацие архитектором Гуинифорте Солари. Не путать с одноимённой церковью в городке Ареццо под Флоренцией (постройки 1499 года). 1943 год. Арест Муссолини не спасает промышленный узел, город Милан, от бомбардировок со стороны англо-американской авиации. Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие разрушена, но стена с фреской сохранилась благодаря не чуду, а предусмотрительно наваленным мешкам с песком.

1472 год. Подмастерье у Верроккьо становится мастером флорентийского цеха. Следующие десять лет (названные флорентийским периодом) проходят для Леонардо в сотрудничестве со своим учителем.

1796 год. Обустройство в трапезной известной церкви конюшни наполеоновских солдат. Рассказывают, что атеистически настроенные наполеоновцы развлекались стрельбой (то ли киданием кирпичей) по головам апостолов, изображённых на «Тайной вечере».

1482 год. Руководствуясь вполне карьерными соображениями, Леонардо да Винчи переезжает в Милан ко двору герцога Лодовика Сфорца (Лодовика иль Моро), тамошнего правителя Милана (мы помним, что Италия представляла собой не централизованное государство, а соперничающие друг с другом независимые города-минигосударства).

1726 год. Первая, в череде многих последующих, реставрация «Тайной вечери», осуществлённая малоизвестным сегодня мастером Микеланджело Белотти. Этот человек не знал, что роспись Леонардо сделал a secco — по сухому (в отличие от принятого метода росписи стен a fresco — по сырому) и нетрадиционным составом. Изобретение гениального естествоиспытателя себя не оправдало и уже через несколько лет после создания фрески начало осыпаться.

1495 год. Леонардо да Винчи получает заказ от Лодовика Сфорца на религиозную картину для трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Вполне стандартный заказ на вполне стандартную тему последнего ужина Христа со своими учениками.

Я, малый автор этой статьи, всегда удивлялся той лёгкости, с которой, порой, ценители и знатоки искусства дают людям трактовки различных произведений. Ведь сомнение и неуверенность разве не должны быть первейшим девизом при рассуждениях о смыслах, вкладываемых художниками в свои творения? Если, конечно, эти рассуждения не основаны на прямых указаниях, лежащих в записях, дневниках и черновиках «подопытного» художника. Привыкши думать о людях всё-таки хорошо, я принимаю, верю, что выстраданное умом и душой, мнение Джорджо Вазари (1511 — 1574) живописца и основоположника европейского искусствознания, первого биографа Леонардо да Винчи. В своём «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» 1550 года, Вазари пишет:

«.Леонардо задумал и сумел выразить то сомнение, которое зародилось в апостолах, захотевших узнать, кто предавал их учителя. Недаром во всех их лицах видны любовь, страх и негодование, вернее, страдание из-за невозможности постичь мысль Христа, и это вызывает не меньшее удивление, чем когда в Иуде видишь обратное, — его упорство и его предательство.».

Вазари говорит о евангельской сцене, запечатлённой во фреске, когда Христос обращается к своим ученикам со словами «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня». Солидарное мнение критиков, как я это понимаю, наделяет «Тайную вечерю» глубоким реализмом и полнотой выверенных деталей. Все позы и эмоции действующих лиц не носят характер случайных откровений мастера да Винчи, но проработаны им в ранних набросках и произведениях.

Существуют десятки достойных описаний непосредственно сюжета и композиции этой фрески. Здесь сыграна как бы целая драма, в которой режиссёр расставил всех актёров по местам и действиям в соответствии со своим пониманием их характеров и самого евангельского сценария. В этом заключается оригинальность и новаторство трактовки сюжета, как уже отмечено, тогда вполне расхожего для живописцев.

И, как всегда, при отсутствии чётких замечаний автора, народилось множество мифов и сказаний. Уже даже у Вазари встречаем маловероятный, по мнению историков, рассказ о том, как настоятель Санта-Марии-делле-Грацие торопил да Винчи в деле росписи трапезной и даже угрожал ему. Леонардо оправдывался, будто, отсутствием подходящего натурщика для Иуды, ибо ему не найти такого мерзкого человека; и вот позднее уже новый миф о том, как найденная в кабаке кандидатура — пьяница и маргинал — оказывается несколько лет назад, будучи в хорошей форме, позировал уже мастеру для изображения Христа. И так далее и тому подобное. Что уж говорить о нашем времени. Каких только нумерологических изысканий (популярных, кстати, во все времена) не встретишь в интернете относительно «Тайной вечери»! Код да Винчи хотят расшифровать многие, только есть ли он?

ИСТОЧНИК

Категория: МХК
31.07.2015 21:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!