СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Летняя полевая практика юношеской ноосферной студии "Эдельвейс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О летней практике студии «Эдельвейс» МОУ СОШ №29

Ржаных Е.Л. – учитель географии МОУ СОШ№29,

члены студии «Эдельвейс»:Елена Данилина, Юрий Пахомов, Ржаных Надежда.

Летом 2008 года учащиеся географо-биологического класса и участники ноосферной студии «Эдельвейс» отправились на полевую практику совместно со студентами естественно-географического факультета. Для школьников это было незабываемое время. За эти дни они узнали много нового и интересного.

Практика проходила на Курской биосферной станции Института Географии Российской Академии Наук, которая находится недалеко от села Панино, Курского района.

Место, выбранное для изучения степной растительности, поистине уникальное. Биосферная станция была организована в 60-е годы прошлого столетия Институтом Географии. С тех пор на этой территории не ведется хозяйственная деятельность, а студенты геофака ежегодно ведут там научные наблюдения. Флора этой территории представлена большим количеством видов, не уступающих генофонду Центрально-Черноземного заповедника.

Полевая практика была организована в рамках долгосрочного образовательного проекта: «Роль человека в сохранении устойчивости городских и сельских поселений». В ходе этого проекта планировалось создать участки естественной степной растительности в пределах школьного двора – так называемую «альпийскую горку», вымощенную куртинками степной растительности. В дальнейшем студийцы будут поддерживать нужное состояние посредствам подсаживания необходимых растений.

В то время, когда школьники оказались на этой территории, уже цвели костер прямой, душица обыкновенная, таволга шестилепестная, невянник обыкновенный, пижма обыкновенная. Это летний аспект степи – белый, желтый, фиолетовый. Чуть позже она приобретет соломенно-желтый цвет от созревания семянок злаковых.

На биосферной станции долгое время научные наблюдения велись студентами естественно-геогафического факультета, а теперь к ним присоединились и студийцы. Ребята с большим интересом и желанием вели исследовательскую работу по определению состояния погоды. Познакомились с приборами метеонаблюдения: анемометром, барометром, психрометром, определяли виды облаков по атласу-определителю. Наблюдения проводили несколько раз в день, а потом обрабатывали полученные данные и пытались предсказать погоду. Несмотря на ненастье, никто не ушел с тоски наблюдения. Дождь не прекращался целый день, и было объявлено штормовое предупреждение. Но все ребята по-настоящему любящие

природу и исследовательскую работу смогли выдержать все.

Первый день закончился вечерним костром, пением песен под гитару и общением со студентами.

Утро следующего дня выдалась солнечное. Из низин поднимался туман и рассеивался прямо на глазах. От вчерашнего дождя под ногами еще было сыро, на ветвях растений в капельках росы смело играли солнечные зайчики. А воздух был наполнен ароматами степных трав, трещанием кузнечиков и пением птиц. Таким представилось утро школьникам и студентам. Быстрый завтрак и они уже на участке степной растительности. Предстоящий день был посвящен изучению флоры биосферной станции.

Ребята обнаружили большое многообразие растений относящихся к степному биоценозу. Они находились в различных стадиях вегетации. Цвели кульбаба осенняя, колокольчик рапунцелевидный, погремок малый, льнянка обыкновенная, морковник обыкновенный, донник лекарственный, горошек мышиный и другие. Некоторые из растений находились в стадии плодоношения. Это в основном злаковые: мятлик из-за которых степь приобретает коричневый оттенок. Особенно школьникам запомнилось типичное для этих мест- ковыль степной. Малейшее дуновение ветра - и степь не узнать. Кажется, что перед нами волны моря или океана. Только цвет другой - золотисто-соломенный. В справочниках о ковыле говорится следующее: это многолетняя трава с коротким корневищем, выпускающим иногда очень большой пучок жестких листьев, свернутых часто в трубочку и походящих на проволоку. Соцветие метельчатое, колоски содержат по одному цветку, скрученному в ость. Когда созревает плод, ость отваливается и внедряется в почву, где прорастает. С этого растения были взяты семена для последующего размножения.

Полевая практика, такая долгожданная, закончилась очень быстро. Но школьники унесли с собой частицу этой незабываемой природы, дух сотрудничества и коллективизма, а главное – желание продолжать научные исследования в своей дальнейшей жизни.

Свои впечатления ребята попытались выразить в таких стихотворных строчках и в прозе

Ах ты, степь моя необъятная!

Атмосфера твоя ароматная

И, с какой стороны не зайду я к тебе,

Море ягод и трав приглашают к себе.

И цветут здесь цветы вперемешку с травой.

Средь ковыля густого - клевер плотной стеной.

И запутаюсь я, упаду вдруг в траву.

Красивей и мелей место я не найду.

И гул шмелей, и аромат цветов

Остановиться заставляют,

Глубокий вдох!

И посмотри кругом…

Здесь все поет и вновь, и вновь

Нам силы прибавляет

Любите этот край!

Храните дар природы,

И небо чистое,

Луч солнца золотой.

Ковыль, гонимый сильным

ветром

Напоминает нам морской прибой

Нам представилась уникальная возможность пройти полевую практику за городом. С погодой нам не повезло, но это не помешало нам интересно и с пользой провести время. Днем мы собирали растения для гербария, определяли погоду. Студенты, очень общительные и доброжелательные, помогали нам во всем. Вечер был дождливый, но дружная компания, костер создали приятную обстановку. От этой поездки у нас остались только хорошие воспоминания. Мы благодарны нашим преподавателям за возможность посетить заповедные уголки своего края.

14.01.2018 15:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!