СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
По народному календарю 15 июля отмечается Берегиня. Этот народный праздник связан с древней традицией чествовать Берегиню — славянское божество, которое считалось матерью всех духов и всего богатства земли, плодородия и влаги. Она почиталась как хранительница рода, была символом двух начал: мужского и женского, водного и земного, человека и природы.
Считалось, что Берегиня в это день обходит свои владения, помогает бедным и сама принимает облик березы, дабы побывать на земле.
По древнему поверью, она всегда появляется в сопровождении светозарных всадников, которые олицетворяют Солнце.
К Берегине было принято обращаться во время созревания хлеба, что свидетельствует о ее принадлежности к верховным богам-покровителям рода человеческого. Представлялась она и в образе утки, плавающей от берега к берегу и соединяющей людские судьбы. Выходя на берег, богиня, согласно поверьям, превращалась в прекрасную девушку. Она шла в крестьянский дом, садилась за ткацкий станок и начинала ткать, а потом и обшивать всю семью.
Поэтому в старину на полотенцах так часто изображали утицу-Берегиню. Эта богиня связывала между собой два берега реки. Как мать земли, Берегиня была для крестьянина особым божеством, способным скотинку сохранить и приумножить, и помочь всему, растущему на земле, уродиться, и травам бы набраться целебной силой. Она хранила крестьянский род, живущий по берегам рек, от всех напастей, от недородов, берегла крестьянский скот, была пособницей рыбакам. Согласно поверьям, в этот день Берегиня оглядывает сенокосные угодья по берегам рек, наполняет травы целебными силами.
Изначально само слово «Берегиня» имело общий корень со словом «беречь», и лишь намного позже его стали связывать со словом «берег», таким образом превратив Берегиню в некое подобие славянской русалки. Но если западноевропейские русалки больше относились к нечести, то славянские берегини олицетворяли силы природы и отношение к человеку зависело от отношения самого человека ко всему живому.
Добрых людей берегини оберегали от козней водяного и чертей, маленьким детям не давали тонуть, помогали рыбакам, загоняя в их неводы рыбу и защищая их от утопления, проявляли они и заботу о посевах, орошая поля небесной влагой. А вот если человек был злым, и, в особенности, наносил вред природе, то и берегини отвечали тем же: портили посевы, насылали на человека беды, заманивали в омуты.
По народному поверью, если русалки рождались в воде, то в берегинь превращались умершие просватанные девушки, которые так и не вышли замуж. Берегини, в отличие от русалок, могли жить не только в воде, но и на земле, предпочитая глухие лесные чащи.
Символом Берегини как божества была береза, которой в этот день тоже воздавались почести. Березе в русской культуре вообще отводится особое место. Березу наши предки считали проявлением небесного сияния, по поверьям, это дерево обладает способностью оберегать дома и живущих в них людей от козней нечистой силы, поэтому березу часто высаживали у дворов.
Березовые веники тоже стали атрибутом русской бани не просто так — кроме своих лечебных свойств они, по мнению знахарей, могут выгонять из тела насланное дурным человеком зло и очищать душу. В этот день девушки и женщины выходили за околицу деревни и шли к березам, у которых просили о самом сокровенном, защиты, благополучия и счастливой любви.
Девицы непременно приходили поклониться белоствольной красавице – прося помочь в любви и женском счастье. А те, кто посмелее, могли заполучить милого силком, то есть приворожить. Следовало сломить от березы веточку малую да спрятать под порог дома возлюбленного. А как только он ее переступит, забрать и спрятать, говоря: «Как этот прут сохнет, так пусть и он (называлось имя юноши) от любви ко мне сохнет».
Вышивальщицы украшали полотенца «росой», животворная сила которой, касаясь лица крестьянина, снимала усталость, передавала утреннюю прохладу и символами Берегини.
В сенокосную пору полагалось выносить вышитые полотенца на луга. Шли днем на луга, несли полотенца, расшитые мастерицами, умывались, утирались ими – чтобы прибыли силы и здоровье.
Умываясь, косцы вытирали лица целительными полотенцами, свято веруя, что образ Берегини приник к их душам и не оставит и ныне, и впредь: «Матушка Берегинюшка, сыми с мово сердца тяготу. Встану благословясь, хлеб-соль едучи, во дворе ли идучи, острой косой ли скашимичи!» На свежее сено было принято выносить и класть вышитые полотенца. Собирая росу, они тем самым заряжались энергией земли и впоследствии должны были оберегать дом от зла на протяжении следующего года, вплоть до нового сенокоса. После такой процедуры рушники вывешивались на просушку на березах, чтобы деревья могли поделиться своей силою с тканью. Потом такие рушники использовались в различных народных ритуалах, например, при сватовстве или на свадьбе, для того, чтобы молодых никто не сглазил, а их совместная жизнь была счастливой.
Есть у Берегини волшебный предмет - это гребень. С его помощью она и сухое место может затопить. Гребнем Берегиня расчесывает свои шикарные длинные волосы таким образом она увлажняет себя, во время расчесывания по ней струится вода. Говорили, что при засухе просить о воде нужно именно её.
Образ Берегини старались сохранить в доме, вышивая ее изображение на рушниках,а также рисуя на стенах жилья. Обычно это был лик девы с поднятыми вверх руками, в одной из которых был гребень. Как у каждого человека есть свой Лег-хранитель, так и каждую семью опекает Берегиня. Она помогает помириться после ссоры, поддерживает любовные чувства, привносит в отношения взаимопонимание. Но Берегиню, как любого духа, нужно задабривать, приносить ей дары и время от времени вспоминать её добрым словом. И, конечно же, нельзя забывать о дне её почитания. Чтобы задобрить хранительницу своего рода, в безлюдном месте под любым деревом расстелите небольшую белую тканую салфеточку и положите на неё краюшку хлеба, стакан молока, пару монеток (можно бумажные купюры) и букетик цветов.
Затем повернитесь лицом на восток и скажите: «Благодарю тебя, Берегиня, хранительница рода нашего, за твою доброту и внимание, за твою заботу, за твою любовь».
Повернитесь лицом на юг и скажите: «Благослови, Берегиня, весь наш род на добрые дела, на счастливое житьё, на счастье, на удачу, на все хорошее». Повернувшись лицом на запад, проговорите такие слова: «Храни нас от обмана и козней недругов, от колдовства и происков нечисти, от ссор и обид, от бед и несчастий». Потом повернитесь на север и поклонитесь приговаривая: «Поклон тебе до земли, угощение прими, Матушка-Берегинюшка».
Считалось также, что Берегиня может сохранить людей от хворей и болезней. Поэтому когда уже созревала рожь крестьяне отправлялись в поле, вспоминая и восхваляя Берегинь. Берегиня в этот день наделяет травы волшебными свойствами, которые даруют здоровье — женщины собирали травы и цветы, плели из них венок, который потом вешали в общей комнате (в зале, на кухне, в прихожей).
Целый год сила Берегини была в нём и он служил оберегом здоровья и благополучия для всех домочадцев.
«Хлеб – всему голова» — так повелось издревле. Именно поэтому в этот день заговаривают поля на хлебное изобилие. Для этого три женщины берут по новому льняному полотенцу и идут в поле. Каждая из женщин должна взмахнуть рушником, зажатым в левой руке, и прочитать особый заговор. Левой рукой делают взмах рушником и читают заговор на хлебное изобилие.
Читают по возрасту/по старшинству/, вначале старшая, затем средняя, а потом только младшая: «Земля-земляница, ты нынче именинница, Мы втроем тебя величать пришли, Новые рушники принесли. Дай, Берегинюшка силы, чтобы землица была непустая, Чтобы ржица была густая.» Народные приметы и поверья: Знахари сегодня занимаются целительством. День хорош для снятия порч. В этот день старые люди смотрели на березку. Если на березе проглянут первые желтые листья – осень наступит рано и зима будет ранней. Осыпается жасмин.
В реках и водоемах начинает "цвести" вода. Начинает игры сазан — к теплой ясной погоде.
В западных губерниях России этот праздник известен под именем «дня Петровой Матки», и, несмотря на пору косьбы, крестьяне в этот день не отваживаются работать. Не жни на Берегиню — маньяки (видения) увидишь. Собирают вишню, молодую картошку и другие овощи. Начало сбора ранних сортов вишни (Владимирская). Она поспевает через 10 дней после зацветания липы. Наибольший урожай вишни бывает при загущенной посадке. Берегиня - бережет и охраняет все живое от злых духов, предсказывает что будет в будущем. Берегиня спасала людей от козней чертей, водяного и кикимор, помогая им добраться до берега.
Берегиня дом бережет, сохраняет человеческий род. С Берегиней в доме покой. Спасает маленьких детей упавших в воду, Берегиня олицетворяет собой добрые силы природы. Берегиня хранит крестьянский мир от всех напастей, от недородов. Она проявляет заботу о посевах и о своевременном дожде для них - поливает росой поля из волшебных рогов.
В забытом слове Берегиня, Не только звуков красота, Оно - воспетая богиня, Любви и верности мечта. И на Руси такое званье, Дарили женщине-жене, Кому природное призванье Давало главной быть в семье. Она голубка и орлица, Над колыбелью и гнездом, Старуха, мать или девица, Всегда с спасительным венцом. И все живое и благое, От рода женского пошло, А бескорыстие святое, Тепло и нежность сберегло.
-80%
© 2018, Хартон Марина Игоревна 1470