СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Анализ состояния организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых (П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин)
А Н К Е Т А
для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых14
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых.
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов.
Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке
Проблемы, которых следует избегать |
Оценочная шкала |
Идеал, на который следует ориентироваться |
-Качество общешкольных ключевых дел |
||
Общешкольные дела придумываются только взрослыми, школьники не участвуют в планировании, организации и анализе этих дел |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Общешкольные дела всегда планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно - школьниками и педагогами |
Дела не интересны большинству школьников |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Дела интересны большинству школьников |
Участие школьников в этих делах принудительное, посещение - обязательное, а сотрудничество друг с другом обеспечивается только волей педагогов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Участие школьников в этих делах сопровождается их увлечением общей работой, радостью и взаимной поддержкой |
-Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов |
||
Классные руководители не пользуются авторитетом у детей своих классов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Классные руководители являются значимыми взрослыми для большинства детей своих классов. Школьники доверяют своим классным руководителям |
Большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются классным руководителем единолично. Поручения классного руководителя дети часто выполняют из страха или по принуждению |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются совместно классным руководителем и классом, у детей есть возможность проявить свою инициативу |
В отношениях между детьми преобладают равнодушие, грубость, случаются травли детей |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
В классе дети чувствуют себя комфортно, здесь преобладают товарищеские отношения, школьники внимательны друг к другу |
-Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности |
||
Внеурочная деятельность в школе организуется преимущественно в виде познавательной деятельности, как продолжение учебных занятий |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
В школе реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности школьников: познавательная,игровая,трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, художественное творчество и т.п. |
Участие школьников в занятиях курсов внеурочной деятельности часто принудительное |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Занятия в рамках курсов внеурочной деятельности интересны для школьников, школьники стремятся участвовать в этих занятиях |
Результаты внеурочной деятельности детей никак не представлены в школы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
С результатами внеурочной деятельности детей могут познакомиться другие школьники, |
14 Примечание: из предложенных 11 блоков вопросов школа выбирает только те, которые помогут ей проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих модулях ее собственной рабочей программы воспитания. |
родители, гости (например, на концертах, выставках, ярмарках, родительских собраниях, сайте школы и т.п.) |
||
-Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков |
||
Уроки скучны для большинства школьников |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Дети заинтересованы в происходящем на уроке и вовлечены в организуемую учителем деятельность |
Уроки обычно однообразны, преобладают лекционные формы работы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Учителя часто используют на уроке игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы |
Уроки ориентированы преимущественно на подготовку учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другим формам проверки знаний |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Уроки не только дают детям знания, но и побуждают их задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах |
-Качество существующего в школе ученического самоуправления |
||
Школьники занимают пассивную позицию по отношению к происходящему в школе, чувствуют, что не могут повлиять на это |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Ребята чувствуют свою ответственность за происходящее в школе, понимают, на что именно они могут повлиять в школьной жизни и знают, как это можно сделать |
Ребята не вовлечены в организацию школьной жизни, школьное самоуправление имитируется (например, органы самоуправления не имеют реальных полномочий, дети поставлены педагогами в позицию исполнителей, самоуправление часто сводится к проведению дней самоуправления и т.п.) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Ребята часто выступают инициаторами, организаторами тех или иных школьных или внутриклассных дел, имеют возможность выбирать зоны своей ответственности за то или иное дело |
Лидеры ученического самоуправления безынициативны или вовсе отсутствуют в школе. Они преимущественно назначаются взрослыми и реализуют только их идеи |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Лидеры ученического самоуправления выступают с инициативой, являются активными участниками и организаторами событий в школе и за ее пределами |
-Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений |
||
Детские общественные объединения существуют лишь формально, они не работают, нет детей, которые позиционируют себя как его члены |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Детские общественные объединения привлекательны, школьники стремятся участвовать в организуемой ими деятельности. Дети, состоящие в детских общественных объединениях, гордятся этим, всячески подчеркивают свою принадлежность к объединениям |
Деятельность детских общественных объединений ограничивается рамками самих объединений, она не ориентирована на интересы и потребности других людей |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Деятельность детских общественных объединений направлена на помощь другим людям, социально значима |
Деятельность, которую ведут детские общественные объединения, предоставляет ограниченные возможности для самореализации школьников |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Деятельность,которую ведут детские общественные объединения, дает возможность каждому ребенку найти себе дело по силам и по желанию |
-Качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов |
||
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся крайне редко или не проводятся вовсе |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся регулярно, формы такой деятельности разнообразны, в ней участвуют школьники разных классов, разных возрастных групп |
У взрослых нет стремления заинтересовать школьников,им важен, прежде всего, сам факт участия детей в выездных мероприятиях |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Взрослые умеют заинтересовать школьников теми выездными делами, в которых они участвуют |
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся как мероприятия, в которых школьники занимают преимущественно пассивную позицию |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Выездные дела предваряются их совместной подготовкой, распределением между школьниками необходимых ролей (фотографа, экскурсовода и т.п.). При их проведении ребята занимают активную позицию по отношению к происходящему. По окончании дел проводится совместный анализ, а итоги представляются в творческих формах |
-Качество профориентационной работы школы |
||
Профориентационная работа ориентирована лишь на ознакомление школьников с рынком труда и основными профессиями. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Профориентационная работа ориентирована на формирование у школьников трудолюбия, готовности к планированию своего жизненного пути, выбору будущей профессиональной сферы деятельности и необходимого для этого образования |
Профориентационной работой занимается только классный руководитель |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Профориентационной работой занимается команда педагогов с привлечением социальных партнеров |
Профориентационные занятия проходят формально, дети занимают пассивную позицию. Формы профориентационной работы носят преимущественно лекционный характер |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Формы профориентационной работы разнообразны, дети заинтересованы в происходящем и вовлечены в организуемую деятельность |
-Качество работы школьных медиа (газет, радио, ТВ, интернет-ресурсов и т.п.) |
||
Деятельность школьных медиа обеспечивается силами взрослых с минимальным участием детей. Школьникам не предоставлен спектр ролей, которые они могут выполнять, их интересы и потребности не учитываются |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
В школе существует разнообразие школьных медиа, их деятельность обеспечивается силами учащихся при поддержке педагогов. Совместное распределение обязанностей в школьных медиа осуществляется с учетом интересов и потребностей ребят |
В содержании работы школьных медиа отсутствуют темы, отражающие жизнь школы, значимые для ребят разного возраста вопросы, не представлены их точки зрения по этим вопросам |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
В содержании работы школьных медиа представлена актуальная жизнь школы, проблемы, волнующие современных детей разных возрастов. Здесь находят отражение различные позиции школьников по тем или иным вопросам |
В школьных медиа не уделяется внимания нормам культуры общения, эстетике представления материала, не обращается внимание на достоверность используемых фактов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
В школьных медиа уделяется внимание нормам культуры общения, эстетике представления материала, обращается внимание на достоверность используемых фактов |
-Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды |
||
Оформлению школы не уделяется внимания. Оформление кабинетов, коридоров, рекреаций и т.п. безвкусно или напоминает оформление офисных помещений, а не пространства для детей |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Пространство школы оформлено со вкусом, отражает дух школы, учитывает возрастные особенности детей, предусматривает зоны как тихого, так и активного отдыха. Время от времени происходит смена оформления школьных помещений |
В оформлении школы не участвуют ни дети, ни педагоги. Здесь нет места проявлению их творческой инициативы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Оформление школы часто осуществляется совместно педагогами и детьми (иногда с привлечением специалистов). В нем используются творческие работы учеников и учителей,здесь представлена актуальная жизнь школы |
Содержание плакатов, стендов, пространственных композиций носит формальный характер, на них редко обращают внимание школьники |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Элементы оформления в привлекательных для ребят формах акцентируют внимание на важных ценностях школы, ее нормах и традициях |
-Качество взаимодействия школы и семей школьников |
||
Большинство родителей безразлично к участию ребенка в школьных делах, высказывает недовольство, если это влияет на их планы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Большинство родителей поддерживает участие ребенка в школьных делах, может координировать свои планы с планами ребенка, связанными с его участием в делах школы |
Работа с родителями сводится преимущественно к информированию об успеваемости детей, предстоящих конкурсах, мероприятиях. Реакция родителей на нее формальна |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Школе удалось наладить взаимодействие с родителями в вопросах воспитания детей (информирование, обучение, консультирование и т.п.), его формы востребованы и пользуются доверием со стороны родителей |
Педагоги испытывают трудности в организации диалога с родителями по вопросам воспитания детей. Родители в основном игнорируют мнение педагогов, вступают с ними и друг с другом в конфликты, нередко привлекая к ним учеников класса. В организации совместных с детьми дел педагоги могут рассчитывать только на себя |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Педагоги организовали эффективный диалог с родителями по вопросам воспитания детей. Большая часть родителей прислушивается к мнению педагогов, считая их профессионалами своего дела, помогает и поддерживает их, выступает с инициативами в сфере воспитания детей и помогает в их реализации |
Итогом самоанализа результатов реализации школой своей программы воспитания может стать перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу в дальнейшем, и, как его итог, - проект направленных на это управленческих решений.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 1423