СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чтобы изучить процесс формирования эстетической культуры нужно иметь чёткое представление сущности понятия «культура». Это понятие произошло от латинского «cultura», означающего «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание ». Чтобы определить понятие «эстетическая культура» и исследовать проблемы её формирования в педагогической науке, мы обратились к литературе по философии и эстетике. В педагогической энциклопедии [5, с.61]. Культура – это содержание общественно-исторического процесса, влияющего на формирование человека, активной личности: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человеком в ходе его истории. Наблюдается в современной культуре изменение содержания понятия «культура». От осмысления его как необходимой индивиду системы умений, знаний, способов деятельности – к накоплению в рамках данного феномена сущностных сил, творческих потенциалов индивида в процессе деятельности. Полное определение понятия «культура» невозможно представить без её классификации по основным видам. В связи с тем, что отправным пунктом человеческой инициативе служит его материальная или духовная потребность, появилась традиция подразделять культуру также на духовную и материальную. При этом образования выступают по отношению к культуре в большей мере, а культура к этим образованиям относится как обще [13, с. 150]. В наши дни понятие «эстетическая культура» наблюдается в отношении к отдельной личности, к обществу, к различным сферам жизни. Л.П. Печко посвящает проблемам эстетической культуры целый ряд публикаций. «Эстетическая культура личности является как часть духовной культуры, которая связана, прежде всего, с представлениями о чувственно - эстетических свойствах находящейся вокруг действительности, о взаимоотношениях и поведении людей с одной стороны; с активностью эстетического сознания с другой стороны» [3, с. 65]. Схематично это можно изобразить так: (приложение 1). Эстетическая культура выступает в роли своеобразного связующего звена, закрепляющее все другие части духовной культуры общества, то есть эффективного инструмента исполнение всех его творческих начал. Термин «эстетика» произошёл от греческого «aisteticos»- «воспринимаемый чувством». Впервые в истории философской мысли Г. Ф. Гегель изложил проблему эстетической чувственности, охарактеризовав её как обнаружение особого характера действий целостной человеческой чувственности в художественном процессе [46]. Понятие «эстетическое» - всеобъемлющее понятие, которое отражает то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Оно получает смысл только при условии единства воспринимаемого и воспринимающего, то есть непосредственного ощущение воспринимающим содержания [17, с. 49]. Исследователи обращают внимание на несовпадение художественной и эстетической культуры. В отличие от художественной культуры, эстетическая культура не обладает своего настоящего состава. «Эстетическая энергия человеческой деятельности всепроникающая и при этом вторична, то есть организует способы действий и форму созидаемых ими предметов во всех сферах жизни, поведения и деятельности.» [17, с. 49]. Согласно теории Н. И. Киященко, эстетическая культура – это «совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, участвующих во взаимодействии обществ с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений. И на основе эстетических отношений возникает неотделимая от предшествующего опыта эстетическая реальность, воплощающаяся в культуре в наиболее ярких её проявлениях, переданных в художественных ценностях той или иной эпохи » [17, с. 50]. По мнению А. И. Комаровой, в «эстетическую культуру входят эстетические явления и объекты, всё разнообразие эстетических ценностей, эстетические познания о их натуре и функционировании; эстетическое понимание людей, их эстетическая деятельность и отношения, эстетически направленное действия и отношения людей на основе эстетических ценностей; эстетическое развитие как особый путь передачи подрастающему поколению эстетико-культурных основ, методов эстетического освоения действительности, путей формирования эстетического сознания и способностей эстетической деятельности» [17, с. 51]. Согласно современным представлениям учёных, эстетическая культура – не только состав усвоенных ценностей как результатов предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, распространения эстетических ценностей. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что человек является создателем культуры, однако культура сама творит человека. Следовательно, человек является продуктом культуры в той же степени, какой он владеет культурным наследием. При рассмотрении эстетической культуры как части общей культуры с её специфическими особенностями можно выделить 3 типа её существования. А именно: эстетическая культура человечества, эстетическая культура отдельного общества, слоёв, наций и т.д. (как частное), эстетическая культура личности (при этом важно учитывать социальный, национальный, возрастной и другие аспекты). Они характеризуют способ практической деятельности эстетической культуры и уровень эстетического понятия.
© 2018, Никитина Юлия Александровна 1212