СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: Развивать интерес детей к народному быту и культуре русского народа. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности. Создать у детей радостное настроение через песни, пляски и русские народные игры.
«Народно-сценический танец»
Занимает важное место в воспитании эстетических ценностей учащихся. Но прежде чем «народно-сценический танец», как бриллиант, получил определенную форму, появилась определенная система, сформировалась школа, со своими правилами, структурой, он прошел через многие исторические эпохи. Вышел «народно-сценический танец» из народного творчества.
Народное творчество – это народное искусство, которое зародилось среди народных масс. К нему можно отнести и поэзию, и театр, архитектуру и изобразительное искусство, музыку и танец, фольклор и декаративно-прикладное искусство. Через свое творчество народ показывал свой уклад жизни, общества, его деятельность, природу, культовые обряды и верования, историю и знания жизни. Эти богатейшие образы, формы, мотивы, темы народного творчества отбирались народом на протяжении веков, совершенствовались и обогащались народными мастерами. Благодаря этому творчеству у нас существуют сложившиеся, сформировавшиеся традиции. Народному творчеству присущ так же и импровизационный характер, но при этом не отходящий далеко от традиций, а как бы обновляющий их, привнося усовершенствования.
Танец пришел к нам из народа и появился он на заре человечества и выражал те или иные чувства и эмоции через набор различных движений. Они в свою очередь были частью языка, и каждое движение было своеобразным символом, передающее ту или иную информацию.[1] На Руси было тоже множество плясок-игр, которые передавали различные ткацкие, гончарные процессы, а так же трудовые, связанные с посевом, окончанием жатвы, сбором урожая. Кроме трудовых плясок были еще и охотничьи, и военные, и праздничные, например: свадебные, дня равноденствия, проводы масленицы и т.п[2]. Все эти танцы несли культовый характер, так как на Руси поклонялись языческим богам. В дальнейшем танцы преобразовывались, и даже когда на Руси стало распространяться христианство, то они смогли приспособиться к новым религиозным законам и некоторые пляски сохранились до наших времен. И даже не смотря на то, что в XVIII в. Россия переживала эпоху многочисленных реформ, и из-за границы было привлечено множество иностранных специалистов русский танец не исчез, а даже наоборот, его перекладывали на сценический язык, так скажем, стилизовали, и он принимал участие в операх и балетах при дворе. Все это готовило национальный танец к новой эпохе, эпохе народно-сценического танца. Красота и мягкость национальных танцев так гармонично влилась в сценические балетные постановки, что уже в дальнейшем они были неотъемлемой частью спектаклей. Затем это направление хореографии систематизировалось, обрело свою терминологию и единый подход к обучению движений. В советский период было решено пустить культуру в массы и народно-сценическому направлению хореографии стали обучать не только в хореографических училищах, в школах искусств, но и в домах культуры, и в коллективах художественной самодеятельности
Народный танец, как никакой другой, взаимосвязан с ритмом. Ритм в народном танце может звучать не только в музыке, но и от самого танцовщика. Разнообразные дроби и притопывания, хлопки, сопровождение пением и свистом, аккомпанементом музыкального инструмента (ложки, бубен, колокольчики, трещетки и т.п.).
Богатство народного танца – результат разнообразия жизненного пути общества. Через танец народ выражал свои чувства, раскрывал свою душу. Каждый человек в народном танце мог превозносить что-то новое, изменять в соответствии с разными ситуациями. Множество различных кадрилей, плясок и хороводов создано народом. Все танцы несли не только воспитательные, но и большей степени эстетическое воспитание. Как правило, большинство народных танцев сопровождались пением, которое в свою очередь несло нравственное влияние содержания, душевную чуткость.
Народный танец во всей своей красе пришел на сценическую площадку. Александр Викторович Ширяев и Альфред Бекефи, танцующие характерные танцы, осознали необходимость тренировочных упражнений, которые бы подготавливали артистов к выступлениям. Таким образом, позаимствовав ряд упражнений из экзерсиса классического танца и переработав их, появился первый тренировочный экзерсис и первый шаг к созданию четко установленных методов, терминологии, единой системы народного танца. После этого начинания, стали выходить и первые печатные издания по методике преподавания народного танца, «Основы характерного танца» авторами которого были А.Ширяев, А.Лопухов, А.Бочаров, «Народный танец» Т. Ткаченко. Эти труды и сегодня являются настольным пособием преподавателей по «народно-сценическому танцу».После долгого застоя России в развитии народного творчества и народного танца в том числе, из-за обширного веяния западной культуры, в народных массах создалась огромная пропасть между ними и культурными, духовными традициями. Благодаря настоящим патриотам удалось сохранить народное творчество. В хореографии это, конечно же, люди национальной гордости такие как, Устинова Татьяна Алексеевна, Надеждина Надежда Сергеевна, Моисеев Игорь Александрович и др. На данный момент началось то время, когда все больше молодежи интересуется корнями славянской культуры. И не малую роль в этом играет пропаганда славянских традиций. Все больше появляется коллективов народного образца, как среди хореографических, так и среди певческих, и других направлений народного творчества. Благодаря народному танцу учащиеся получают разностороннее развитие. Так как в народном танце множество различных характеров, темпераментов. Дети развивают координацию, пластичность, артистичность, музыкальность, коммуникабельность. Они учатся не только общаться между собой, но и воспитывают чувство ответственности друг за друга.
Задание:
1. Прослушать музыкальное произведение песню «Валенки»
3. Нарисовать русский валенок.
Песня Валенки
Песня Валенки
Песня Валенки
© 2021, Щепина Кристина Сергеевна 160