СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Детские общественные объединения (В.В. Круглов)
О традициях, символике и ритуалах
Важным атрибутом большинства детских общественных объединений являются традиции, символика и ритуалы. Это эмоционально окрашенные вещи или явления, которые помогают ребятам чувствовать сопричастность друг к другу и общему делу объединения. Расскажем о каждом из этих компонентов подробнее.
Традиция - это некоторое правило, прием, метод, способ, закрепленные на уровне тезиса «у нас так принято». При этом сама исходная причина или задача, которая решается при помощи традиции, не обязательно очевидна. Важно, чтобы традиции решали педагогические задачи, пусть даже для самих ребят эти задачи будут не всегда очевидны. Традиции создают особый уклад, ту субкультуру, которая отличает одно детское общественное объединение от другого. Новичок, попадающий в такое объединение, знакомится с традициями и, чаще всего, при позитивном отношении ребят к нему, стремится поскорее овладеть новой для него культурой и системой ценностей, что важно с точки зрения скорейшей интеграции ребенка в объединение. Традиционными могут быть процедуры приветствий или прощаний, начала или завершения каких-то дел. Традиционными могут быть речевки, песни, обряды, флешмобы. Традиционными могут быть большие и малые дела, поездки, краткосрочные выезды, многодневные лагеря, если они носят регулярный характер и имеют повторяющиеся характеристики. Они играют важную роль в работе большинства детских общественных объединений. Различают два вида выездных сборов, и для полноценной работы объединение нуждается в обоих видах. Первый вид выездов - выезд, на который отправляются только сами ребята из объединения. Этот выезд чаще всего имеет какие-то конкретные задачи (например, подготовка того или иного дела, решение каких-то рабочих проблем коллектива, учеба и т.д. и т.п.). Второй вид выездов - выезд, при котором детское общественное объединение становится организатором поездки для других ребят школы. Именно этот тип выездов помогает объединению реализовать свою общественную функцию, актуализировать в глазах ребят социально значимую деятельность, поставить их в позицию организаторов, дать возможность применить на практике полученные в детском общественном объединении знания.
Символика - это совокупность предметов, которые имеют определенный смысл, не сводящийся к их функциональной принадлежности. Так, символами объединения могут быть: форма или её элементы (галстук, бандана, кепка, значок, футболка, форменная рубашка и т.п.). Символами объединения могут быть и какие- то предметы, которые помимо своей непосредственной функции носят характер значимого атрибута и носителя какого-то смысла для членов детского объединения. Так, в детском пресс-центре и парусной флотилии «Каравелла», руководимой детским писателем В.П. Крапивиным, а сейчас его последователями, таким значимым атрибутом всегда являлся барабан, что нашло отражение в творчестве писателя. У многих детских объединений таким предметом является гитара, что подчеркивает ценность песни и уважение к ней. Важно, чтобы появление таких символов и атрибутов в детском объединении происходило постепенно, адекватно воспринималось ребятами или формировалось благодаря их инициативам. Нередки случаи, когда руководители (особенно на начальных этапах развития сообщества, стремясь воспроизвести внешний пример-образец) насаждают какие-то символы, которые не воспринимаются ребятами адекватно, что часто ведет к конфликтам.
Ритуалы - это процедуры, носящие ярко выраженную эмоциональную окраску и связанные, как правило, с какими-то значимыми событиями в жизни как всего коллектива, так и его членов. Так, в объединении могут быть разработаны ритуалы приема в члены объединения или ритуалы получения определенных званий или ступеней роста (о том, что это такое мы скажем далее). Возможны ритуалы, посвященные памятным датам, героике подвигов и т.п. Важно подходить к проведению ритуалов так, чтобы они действительно достигали своей цели - оставляли эмоциональный след в сознании ребят и через эмоциональную сферу помогали реализовывать воспитательный потенциал проводимых дел.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 1034