СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Бытует мнение, что воровать могут только дети из неблагополучных семей. Но это не так: проблема актуальна для всех, в т. ч. для подростков из обеспеченных и благополучных семей, в которых воспитанию уделяется много времени. Сталкиваясь с проблемой детского воровства, родители часто оказываются в состоянии растерянности. С одной стороны, необходимо искать выход из сложившейся ситуации, чтобы недопустить повторения воровства вновь, с другой стороны, они боятся общественного порицания, при обращении к педагогам, и даже к своим знакомым, что допустили такое, что они недобросовестные родители. Но детское воровство - это социокультурная болезнь. Не надо бояться и ругать ребенка, надо найти причины этой болезни и помочь детям излечиться.
Цели профилактической работы в школе:
-ознакомление с понятием "детское воровство";
-информирование родителей о значимости проблемы, возможности выхода из нее;
-обучение детей анализу проблемы.
Задачи профилактической работы:
-выявление мотивов, заставляющих ребенка взять чужую вещь; - определение ошибок воспитания, провоцирующих детское воровство.
У Артура пропал диск с мультфильмами, лежавший на его парте. Что делать? Как быть? - Ребята, у Артура пропал диск. Посмотрите, может быть, кто-то случайно ею взял. Артур очень переживает о потере своей вещи Помогите ему. Ребята сразу же начали поиск. И вдруг. к Артуру подошел Кирилл с диском в руках и шепотом сказал: 'Вот, я возвращаю". Так вещь, принадлежавшая Артуру, была ему возвращено. Артур и Кирилл стали общаться по-прежнему - миролюбиво. Слова "может, кто-то случайно взял диск" были сказаны для того, чтобы найти вещь и чтобы к ребенку, если он действительно не виновен, не приклеился ярлык "вор", от которого трудно избавиться.
Некоторые считают, что у ребенка, своровавшего вещь, развивается клептомания. Но у детского воровства и клептомании мало общего. Клептомания (от греч. klepto - похищаю, mania - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом "внезапно возникающем влечении к хищениювещей". В детском возрасте оно практически не встречается. А в целом (исключение составляют болезненные проявления психики), проблему воровства решить можно, и первое, что необходимо сделать, - это определить причины воровства, а потом постараться наладить искренние и доверительные отношения с ребенком.
Выделяют три основные причины детского воровства:
1.Необходимость иметь у себя вещь, которая понравилась, даже если это незаконно.
2. Психологическая неустойчивость ребенка. Если имеются психологические проблемы в семье, то подросток будет искать утешение на улице, среди сверстников. А какие сверстники попадутся-это, как повезет. Но надо учитывать: тот, кто не получил в семье навыка доверительного, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию. А в плохой компании способы завоевания авторитета не совсем «порядочные».
3.Неправильное понятие социальных норм, недостаточное
Кирилл живет и воспитывается в полной семье. Любое его желание родители немедленно выполнялu. Но вот у Кирилла появилась младшая сестра. В семье ей стали явно уделять больше внимания, а с мальчиком начали общаться как со взрослым человеком, позабыв о том, что он еще ребенок. Воровство может быть способом самоутверждения ребенка. Как говорилось выше, ребенок может самоутверждаться таким образом. Так и произошло в данной ситуации. Как выяснилось из беседы с родителями, они иногда видели у Кирилла свои вещи - потерянные, как им казалось. Кирилл пытался таким способом привлечь к себе внимание родителей Их реакцией на такое поведение сына был крик. Но, как известно, крик блокирует канал восприятия - слух Ребенок просто не воспринимает сказанные родителями слова. Все рассмотренные причины воровства в той или иной степени проявились в поведении Кирилла: это и желание иметь диск с мультфильмами, и неразделение понятий "свое'; "чужое", но преобладающим является психологическое неблагополучие.
Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав отчаяние вместо раскаяния и желание оставить все как есть или сделать еще хуже. Необходимо разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение. Только в том случае, когда он поймет, что родители его искренне любят, ребенок захочет быть таким же, как они, заслужить их расположение. В этом случае он начнет понимать пользу контроля над своими поступками, будет принимать слова об истинной порядочности и честности. Не чувствуя опоры, поддержки и уверенности в себе, которые дает ему родительская любовь, он вынужден будет красть то, что не может приобрести естественным путем.
К основным ошибкам в воспитании, способным провоцировать детское воровство, можно отнести:
-отсутствие последовательности в воспитании: «двойные стандарты в воспитании» в одной ситуации ребенка наказывают, а в другой – «закрывают глаза» на проступок: грозились наказать, но не наказали;
-несогласованность требований взрослых (один из родителей запрещает, что-либо, другой разрешает, или молча одобряет);
-чрезмерный контроль поведения и действий ребенка.
© 2017, Цикунова Ирина Федоровна 159