СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование методов и приёмов в логопедической работе обучающихся с речевыми нарушениями.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.
Выполняются детьми в соответствии с образцом (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
Используется при устранении оптическойдисграфии. Детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.(упражнения: покажи правильную букву, допиши букву и т.д)
1.«Слова зовут на помощь».
Задание 1: На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами.
РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ
Задание 2: Вот девять слов (зачитываются слова): река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце.
Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ, да ещё представить себе все происходящее – совсем другое дело. Давайте побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами. Вот история, придуманная учениками 3 класса.
У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Начался дождь. Капли дождя попали в корзину. В корзине были грибы. Грибы поплыли как корабли. Мимо проходил ёжик. Он взобрался на один корабль. Ёжик увидел там книгу. Книга была про солнце.
Потом можно предложить детям записать слова по памяти. На первых этапах работы требуется помощь и подсказка.
Упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу, развивает оперативную память. Дополнительно можно предложить ученикам выделить среди данных слово, в котором звуков больше, чем букв, или слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.
Доска делится на четыре части. В центре написано слово «зима». Ученикам предлагается записать:
- в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет;
- в правом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие признак предмета;
- в левом нижнем углу доски – слова-ассоциации, обозначающие действие предмета;
- в левом верхнем углу доски – слова-помощники. Это могут быть служебные слова.
При выполнении этих четырех заданий у детей, кроме прочего, формируется навык ориентировки в пространстве.
Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь. Вот какие предложения получились у учащихся 2 класса:
Наступила холодная зима. Пушистый снег покрыл землю. Дети надели теплые шапки и шубы. Ребята катаются на лыжах, на санках.
Для данного упражнения можно предложить различные темы: «Животные», «Одежда», «Птицы» и т.д.
Упражнение способствует усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учетом правил грамматического оформления предложения (согласование различных частей речи, управление). В ходе выполнения упражнения у детей развиваются творческие способности, обогащается словарный запас, формируются навыки ассоциативного мышления. На первоначальном этапе подсказываются ассоциативные ходы.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
Используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
Наглядные средства должны:
Использование пособий может преследовать различные цели:
d Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
В школьном возрасте возможно использование только словесных методов без подкрепления их наглядными и практическими.
Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
Задачи беседы:
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она способствует совершенствованию качества коррекционного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
ВЫВОД
Разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Методы и приемы можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
© 2017, Орлова Юлия Александровна 1010