СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологическая тропа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ: «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

Аннотация проекта:

Важнейшим средством экологического образования и воспитания является организация разнообразных видов деятельности обучающихся непосредственно в природной среде. Любовь к природе не приходит сама собой – её нужно пробудить. В результате исследований учёных, дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют глубокие и разносторонние знания. В основе этого лежит феномен непонимания состава нарушения в своём поведении в окружающей природе. Задуманный нами проект «Экологическая тропа» - это создание «учебного кабинета» в природе. Данный проект предполагает непосредственное создание троп на пришкольном участке. Каждый участок тропы, в свою очередь, должен нести на себе определённую смысловую нагрузку. Важнейшим качеством экологической тропы является её информативность. Натуральные объекты, расположенные на экологической тропе должны выступать источником познавательной информации. Это различные виды растений, кустарников, грибы. Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. На тропе устанавливаются птичьи домики, коряги, напоминающие фигурки зверей, в качестве примера демонстрируются птичьи гнёзда, отслужившие свой срок и найденные детьми в лесу во время походов. Идея проекта, строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. Протяжённость экологической тропы составляет 150 м. Она рассчитана на посещение обучаемыми и является легкодоступной, а так же привлекает своей эстетичностью, выразительностью, информационной ёмкостью маршрутов. Экологическая тропа является одним из средств, приобщения детей к природе и имеет большое значение для познания окружающей ребёнка природы и воспитания подрастающего поколения. Ребята сами обустроили экологическую тропу, они рассказывают об «обитателях» тропы, выступая в роли информаторов, экскурсоводов. А объектами их рассказов служат самые разные объекты: деревья, кустарники, фигурки зверей, изображения птиц и т. д. Экологическая тропа на территории школы предоставляет поистине неограниченные возможности, она позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности без особой организации усилий. Особенности экологической тропы в том, что она строится на основе непринуждённого усвоения информации, ценностных идеалов и ориентаций, норм поведения в природном окружении. Всё это достигается путём органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту.

Сроки проведения: проект рассчитан на 2 года.

Участники проекта: обучающиеся 5х-9х классов, родители, учителя.

Цель: формирование бережного, отношения к природе, воспитание экологической культуры школьников.

Задачи:

- знакомство с особенностями растений и животных Сибирского региона;

- воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней;

- обследование санитарного состояния растений природного сообщества;

- организация исследовательской природоохранной деятельности, проведение экологических заданий, используя материал экологической тропы;

- научить комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду;

- повысить уровень экологической культуры и экологических знаний у детей;

- научить оказывать практическую помощь природе.

1й этап

  1. Создание инициативной группы и паспорта на экологическую тропу.

1.1 Местонахождение.

Экологическая тропа находится напротив здания школы и занимает площадь примерно 20 соток. Создаётся карта-схема местности, где отображаются места установки информационных досок, экологических знаков и указателей. На карту нумерацией наносят объект и обводят его кружочком.

1.2 Исторические сведения.

Ранее данная территория пустовала. С постройкой школы в 1975 году, территория была облагорожена и были высажены несколько саженцев деревьев и кустарников.

1.3 Состояние тропы.

Состояние хорошее, местами удовлетворительное.

1.4 Режим пользования:

Учебные экскурсии, наблюдение, отдых. Запрещается выпас скота, загрязнение.

1.5 Необходимые мероприятия.

Очистка территории от мусора и листвы. Осмотр деревьев и кустарников на предмет их механического повреждения.

2й этап

Создание экологической тропы.

1й участок: «Животные Сибири»

Посвящён животным Сибирского региона. Был изготовлен баннер, который располагается на щите с изображением самых распространённых животных, населяющих наш край, устанавливаются фигурки, напоминающие животных. Это могут быть коряги, либо сделанные своими руками фигурки (например: фигурки крота, ежей, вылитые из бетона).

2й участок: «Птицы сибири»

Посвящён птицам. Так же был установлен баннер с изображением птиц, обитающих в Сибири. На деревьях руками ребят были развешаны скворечники, кормушки для птиц, изготовленные своими руками. Опыт показывает, что на посетителей тропы положительный воспитательный эффект оказывает результат труда детей по защите и улучшению природного окружения. При вывешивании скворечников, кормушек, у детей появляется возможность наблюдать, изучать поведение птиц. Это способствует развитию исследовательской деятельности, а полученные ребятами результаты и выводы исследовательской работы используются в дальнейшем экскурсоводом для просвещения посетителей.

3й участок: «Растения Сибири»

Посвящён растениям нашего региона. На этом участке руками детей высаживаются деревья и кустарники, характерные для нашей местности: берёза, осина, ель, тополь, дуб, рябина, можжевельник, смородина и т.д. Заранее заготавливаются шишки, еловые, сосновые, плоды Маньчжурского ореха, произрастающего в Сибири и сильно напоминающего плоды грецкого ореха.

4й участок: «Сельский быт»

Посвящён сельскому быту. На нём устанавливается колодец «Журавль», шалаш, деревенская изгородь, с висящими на ней крынками, старая отреставрированная телега. Слушая рассказ экскурсовода о сельском быте прошлого, приходит понимание того, что наши предки жили в единении с природой, меньше ей вредили.

5й участок: «Экология Сибирского региона»

Посвящён взаимодействию человека и природы. На нём устанавливается стенд, на котором висят пластиковые бутылки, консервные банки, прочий мусор, засоряющий окружающую среду. Под стендом расположена табличка с информацией, как долго разлагается весь этот мусор в природе. А какой вред окружающей среде наносят лесные пожары, можно наглядно продемонстрировать, создав импровизированное кострище. Здесь же устанавливаются плакаты с призывами беречь и охранять природу: «Войди в природу другом», «Не рви, не ломай насаждения», «Не оставляй после себя мусор!», «Береги лес от огня» и др. На данном участке могут быть деревья с механическими повреждениями, как результат людской шалости. Организация экологической тропы даёт возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подрастающего поколения активной деятельности.

3й этап

Открытие экологической тропы.

На открытие приглашаются ученики и их родители, а так же преподаватели школы. Открытие тропы происходит в торжественной обстановке.

4й этап

Экскурсионный.

Самое большое значение имеют экскурсии на тропе. Экскурсии, проводимые на тропе, могут быть очень короткими. Когда дети получают задание, в течение нескольких минут выполняя его. И различные тематические экскурсии, которые проводят ребята, занимающиеся в экологическом клубе.

Перед началом экскурсии: устанавливаются правила поведения на тропе, детям говорят о целях и задачах экскурсии. Проводится инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на тропе. Народная мудрость гласит: « Один человек пройдёт - оставит след, сто - тропинку, а тысяча-пустыню», чтобы не превратить нашу тропинку в пустыню следует ходить по тропинкам и дорожкам. Экскурсии могут быть как ознакомительными, так и по каким – то определённым темам, они содержат рассказы о животных и растениях и их взаимосвязи с человеком. По ходу рассказа используются художественные описания природы в прозе, стихах, загадки. Например: «Люблю берёзу русскую, то тихую, то грустную.», «Стоит Алёна - платок зелёный, тонкий стан белый сарафан» и т. д. Так же цитируют высказывания великих людей о природе. Всё это помогает лучше увидеть красоту окружающего мира. Пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создаёт особый эмоциональный настрой. Ребята сами выступают в роли рассказчиков, что особенно привлекает детскую аудиторию.

5й этап

Исследовательский.

Задания по оценки и улучшению состояния окружающей среды в зоне тропы, побуждают детей не только использовать свои знания, но принимать посильное участие в трудовых природоохранных делах.

ЗАДАНИЕ №1. Обучающимся предлагается определить видовой состав деревьев, произрастающих на тропе. Обследовать санитарное состояние деревьев и кустарников с целью выявления отдельных видов повреждений: (бактериальные, грибковые, вирусные или механические). Оценивается жизненное состояние растений.

ЗАДАНИЕ №2. Детям предлагается определить рекреационную нагрузку на территорию. Для этого, на каждом участке, в почву вбиваются полые пластиковые бутылки объёмом 1,5 л. В бутылку заливают 1 литр воды. При помощи секундомера устанавливают время просачивания воды для каждой бутылки до стабилизации воды объёма фильтрации в почве. Критическим пределом скорости фильтрации считают 4мм/мин.

Пример: на станции №1 вода впитывается быстро 23 мм/мин,

на станции №2 вода впитывается плохо со скоростью 57 мм/мин.

Вывод: на станции №2 наименьшая скорость просачивания. Почва уплотнена, обнажены корни деревьев. Отсюда видно, что деградирует растительный покров, так как вода не достигает корнеобитаемого слоя.

Задания по оценки и улучшению состояния окружающей среды в зоне тропы, побуждают детей не только использовать свои знания, но принимать посильное участие в трудовых природоохранных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности: убеждённость, которая упирается не только на знания, но и на личный опыт. Вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе.

Результаты проекта.

- дети усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

- работа на экологической тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, воспитывает трудолюбие.

- процесс оборудования тропы самими обучающимися позволяет создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания детей.

- экологическая тропа, если её правильно организовать, позволяет детям раскрыть свои творческие возможности, сочетать физический и умственный труд по изучению окружающей среды. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет связь интеллектуального и эмоционального начал. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убеждённость в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, но и на личный опыт.

- в процессе общения с природой у детей вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.

- ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, экскурсоводами не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют свойства их личности.

- уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию. Дети учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека.

13.05.2018 16:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП