СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы психодиагностического обследования

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭТАПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

(ОБЩАЯ СХЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ)

Этапы психодиагностического обследования

подготовительный

основной

(собственно психодиагностическое обследование)

заключительный

изучение практического запроса

формулирование психологической проблемы, получение первичной информации об испытуемом

выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений

выбор методов обследования

сбор данных в соответствии с задачей обследования

обработка, анализ и интерпретация полученных данных

вынесение решения

формулирование психологического диагноза

диагноз эмпирического (симптоматического) типа

диагноз

этиологического типа

формулирование психологического прогноза двух типов

Составление (разработка) путей психологического воздействия

рекомендации

программа коррекционно-развивающей работы

индивидуальный план развития

психологическая часть

педагогическая часть

Комментарии

Психодиагност – специалист в области психодиагностики. Основная задача психодиагноста, проводящего практическое диагностическое обследование – постановка психологического диагноза и разработка рекомендаций.

Психодиагностическое обследование - это применение готовой, уже разработанной методики (следует отличать от научного исследования).

Научное дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формирование концепции измеряемого психического свойства (т.е. скрытого психического фактора, влияющего на эффективность и характер деятельность), на выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

Запрос - обращение педагогов, родителей или самих детей к психологу по поводу какой-либо возникшей у них проблемы психологического характера. Запрос как требование, предъявляемое практикой, может быть сформулирован и самим психологом. Зачастую запрос носит расплывчатый, неопределенный характер

Психологическая проблема – практическая диагностическая задача, которая отражает реальное единичное событие, фактически представляет собой уточненный запрос. Психологическая проблема формулируется на основе анализа индивидуальных вариантов основных новообразований, характерных для каждого возрастного периода, и на основании изучения всей информации об испытуемом.

Гипотеза – предположение о происхождении наблюдаемой симптоматики. В ходе психодиагностического обследования исходные гипотезы могут меняться.

При выборе методов психодиагностического обследования следует руководствоваться следующими положениями:

  • учет поставленных задач;
  • выявление особенностей проявления изучаемых психологических свойств в процессе деятельности;
  • соотношение различных взаимодополняющих друг друга методов;
  • соответствие области применение выбранных методов поставленным задачам;
  • оптимальный подбор количества методик в соответствии с целью, возрастом испытуемого, конкретными условиями.

При выборе методов обследования психодиагност должен точно представлять их содержание и назначение, знать их теоретическое обоснование, критерии надежности, валидности, а также уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять эти индивидуальные результаты с нормативными.

Также при выборе методов психодиагностического обследования следует помнить:

  • методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой;
  • методика должна быть понятной не только психологу, но и самому испытуемому, требовать от него минимума физических и психических усилий;
  • инструкция должна быть простой, короткой и достаточно понятной, должна настраивать на добросовестную доверительную работу.

Правила проведения группового психодиагностического обследования (младший школьный возраст).

  1. Количество детей в группе 10-12 человек.
  2. Рассаживая детей по местам, необходимо обратить внимание на тех, кто плохо видит или слышит.
  3. За одной партой должен сидеть только один учащийся.
  4. Все необходимые материалы (ручки, бумага, карандаши, бланки и т.п.) должны быть приготовлены заранее.
  5. Работа должна начинаться с инструкции.
  6. Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией. Ни каких слов «от себя» добавлять нельзя.
  7. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания.
  8. К выполнению следующего задания можно переходить только тогда, когда большинство (более 75% детей) закончили выполнение предыдущего (если в методике не оговаривается точное время выполнения).
  9. Если дети устали, нужно сделать паузу (физ. минутку).
  10. При переходе к выполнению следующего задания необходимо предупредить всех детей.
  11. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не выказывать недовольства неправильными действиями детей, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова «очень хорошо», «у вас прекрасно получается».
  12. Все результаты психодиагностического обследования фиксируются (например, заносятся в протокол).
  13. Общее рекомендованное время – 30-35 мин.
  14. Правила проведения индивидуального психодиагностического обследования.

  15. Приглашая ребенка, нужно называть его по имени, обязательно дать возможность освоиться в новой обстановке.
  16. Ответы ребенка не должны слышать другие дети.
  17. Общая продолжительность психодиагностического обследования 20-25 мин.
  18. Окружающая обстановка не должна содержать отвлекающих факторов.
  19. Психологический диагноз – выявление индивидуально– психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачами психодиагностического обследования.

    Симптоматический (эмпирический) диагноз, т. е. на основе выявленных индивидуально – психологических особенностей строятся практические выводы. Если же учитываются и причины возникновения индивидуально-психологических особенностей, то в таком случае следует говорить об этиологическом диагнозе.

    Прогноз – профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Психологический прогноз составляется двух типов:

    а) если ребенку будет своевременно оказываться психологическая помощь;

    б) если помощи ребенку оказано не будет.

    Психодиагностическое обследование заканчивается составлением (или разработкой) путей психологического воздействия: рекомендаций, программы психокоррекционной работы, составлением плана развития. Как правило, они состоят из двух частей: психологической (составляется и осуществляется психологом) и педагогической (составляется психологом или совместно психологом и учителем, а реализуется учителем и родителями под руководством и наблюдением психолога).

29.01.2018 18:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП