СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.
Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.
Вот лишь далеко не полный перечень причин спада школьной мотивации:
Пути разрешения проблемы мотивации
Формируя положительную мотивацию учения, в качестве воздействий можно использовать следующее:
Можно выделить также следующие условия формирования интереса:
Показателями развития мотивации к обучению выступают:
Реализация мотивации учебной деятельности на уроках информатики
Приемы формирования мотивации к изучению информатики
Прием |
Пример применения на практике |
Апелляция к жизненному опыту детей |
При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока. |
Создание проблемной ситуации |
Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника? Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на наш взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - вместо: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д. |
Ролевые и деловые игры |
В качестве повторения и обобщения в старших классах по теме «Ввод формул в Excel» можно провести деловую игру «Компьютерная фирма» (См. Приложение 1.) |
Решение нестандартных задач на смекалку и логику |
Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения) |
Элементы занимательности |
При изучении темы «История развития компьютерной техники» дети обычно испытывают скуку, поэтому здесь целесообразно провести викторину «Верите ли вы, что…». Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами. (См. Приложение 2) Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например: «Этот процесс орнитологи называют миграцией» «Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки» «Он всегда имел запас калькуляторов» Присутствие в презентации к уроку у младших школьников анимированных картинок в качестве сопровождения. |
Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. |
Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц. |
Практическое задание.
Вернёмся к вопросу урока.
Ответим на вопросы:
Известно, что учебники по информатике, математике, физике не содержат задания с этнокультурным материалом. Часто учителям приходится разрабатывать дидактический материал к уроку самостоятельно. Применяю задания, которые ориентированы на развитие мышления и творческих способностей, повышают интерес к предмету, побуждают к деятельности, расширяют кругозор.
Сегодня учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия учащихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки, особенно на таких непривлекательных её этапах, как закрепление, повторение, обобщение, где минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при решении дидактических задач, нет задора, нет желания, которые необходимы для результативных действий учащихся.
Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё, неинтересные, скучные или эмоционально- тоскливые уроки он просто не запоминает. Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока.
Подводя итог разговору о мотивирующей учебной ситуации, следует выделить его основные моменты. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:
продумать «изюминку» урока.
© 2015, Зайнетдинова Римма Сергеевна 583