СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция общего и дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Основные приоритеты интеграции общего и дополнительного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на смену парадигмы знаниевого подхода в образовании на личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный. Это означает не просто смену образовательного заказа государства и общества, но, в первую очередь, указывает на приоритет развития и воспитания личности школьника.

Выражение данного воспитательного приоритета мы находим во включении концепции духовно-нравственного развития и воспитания, программе воспитания и социализации обучающихся, развитии универсальных учебных действий, учебно-воспитательных результатах трех уровней, коммуникативной и регулятивной составляющей стандартов.

Также стандарт вводит право каждого школьника на внеурочную деятельность, призванную приоритетно развивать личность обучающегося. При этом, на выходе с каждой образовательной ступени (детский сад, младшая, средняя, старшая школа) мы имеем описанный идеал обучающегося, который получил название «портрет выпускника». Изменения такого характера показывают, что назрела настоятельная необходимость первостепенного значения воспитания в школе, развития творческих способностей детей, обучения не просто знаниям самим по себе, но конкретным умениям, необходимым каждому человеку в жизни: умения общаться, толерантно относиться к чужой точке зрения, самостоятельно работать в увеличивающихся информационных потоках, ставить себе задачи и находить алгоритмы их решения.

Включение достоинств дополнительного образования в контекст общего призвано расширить компетентностную составляющую общего образования. Таким образом, несомненные характеристики дополнительного образования, такие как добровольность выбора, индивидуальные образовательные траектории, большой блок самостоятельной работы и безусловная ориентация на успех необходимо максимально перенести в область общего образования, поскольку именно в таких условиях возникает мотивация на учебную деятельность.

С этой целью в нашей стране идет поиск и разработка моделей интеграции общего и дополнительного образования. Есть модели, закрепившиеся на федеральном уровне и признанные в образовательном сообществе. Параллельно данному процессу на уровне регионов происходит разработка своих моделей, призванных создать систему интеграции общего и дополнительного образования с учетом региональной специфики и возможностей.

2. Федеральные модели, формы интеграции общего и дополнительного образования и основные задачи внеурочной деятельности.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы,

- школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению

- новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

- модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей). Данная модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей;

- модель «школы полного дня» - основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.;

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

- инновационно-образовательная модель.опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального,муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном

- учреждении и предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Создание условий для реализации внеурочной деятельности

Для успешного введения ФГОС НОО, в том числе и внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:

- организационному; нормативному;

- финансово-экономическому;

-информационному;

- научно-методическому; кадровому;

- материально-техническому.

Организационное обеспечение, кроме рассмотренных уже базовой и основных типов организационных моделей внеурочной деятельности, может в себя также включать создание ресурсных центров, например, для научно-технического творчества, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно предложить вариативную модель этого взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.

В качестве первой составляющей может выступать «узловая» модель, когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материальнотехническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые «аккумулируются» в УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому, создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.

Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.

Третья составляющая вариативной модели взаимодействия – это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД – это своеобразный организационно-методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Примеры моделей интеграции дополнительного и общего образования:

Модель «Школа – социокультурный центр»: сотрудничество ОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и другими социальными партнерами.

Модель «Школа – единое образовательное пространство»: центр дополнительного образования включен в общеобразовательное учреждение как самостоятельное юридическое лицо.

Модель «Школа полного дня»: включение внеурочной деятельности в систему внеклассной работы в условиях сельской школы при отсутствии специальных учреждений дополнительного образования на селе.

В самом общем виде интеграция рассматривается как взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимопроникновение двух или нескольких идей или объектов, которые приводят к количественным и качественным изменениям в параметрах данного процесса, индуцируя тем самым новое явление.

Интегративный подход при разработке образовательных программ и проектировании организации образовательного процесса может быть выражен в следующей схеме:

Цель – Содержание – Формы и методы- достижения учащихся = Интегративный подход при разработке образовательных программ и проектировании организации образовательного процесса

Результаты интеграции для обучающихся:

Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;

Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;

Расширяет тематику изучаемого материала;

Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;

Увеличивает спектр учебных предметов;

Повышает роль самостоятельной работы;

Реализует лучшие личностные качества.

Результаты интеграции для образовательного учреждения:

Адекватность современным требованиям образования и воспитания;

Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

Широкий выбор деятельности;

Появление новых перспектив развития;

Получение качественного педагогического результата.

При этом системообразующим компонентом зачастую является реализация «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» как нормативного документа, обосновывающего цели, задачи и ценности воспитательной работы, пронизывающей как общее так и дополнительное образование.

Академик А.М. Новиков в работе «Национальная идея России» пишет, что духовность можно попытаться определить как особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость; когда он ведет бесконечный внутренний диалог о своем предназначении и смысле жизни. А подобная смыслотворческая деятельность существует (и должна существовать) также и вне религиозного контекста.

В программе прописаны следующие основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Это:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое

воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрывается соответствующая система базовых ценностей, которые не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Направления внеурочной деятельности (согласно ФГОС это: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления) призваны конкретизировать дополнительное образование по интересам учащихся, но при этом необходимо помнить, что все они составляют каркас единой воспитательной работы, служащей единой цели – воспитанию Личности.

Таким образом, все модели внеурочной деятельности и интеграции общего и дополнительного образования главной конечной целью своей работы имеют оптимизацию усилий по гармоничному воспитанию личности учащегося, исходя из его интересов и приоритетных ценностей государства и общества.

Разработка и внедрение моделей интеграции общего и дополнительного образования согласно специфики образовательного учреждения

Поскольку каждое общеобразовательное учреждение имеет свою специфику, обусловленную объективными и субъективными причинами, как то: режим работы, местонахождение (город, село), количество обучающихся, социальные характеристики контингента и т.п., необходимо учитывать данные индивидуальные особенности учреждения при проектировании модели интеграции общего и дополнительного образования.

Алгоритм разработки и интеграции общего и дополнительного образования (материал из опыта работы опорно-методических площадок)

Алгоритм осуществления управленческих действий на этом этапе можно представить следующими шагами:

1. Определите стратегические воспитательные цели развития вашего образовательного учреждения в соответствии с целеполаганием стандартов нового поколения для каждой ступени общего образования.

2. Изучите социальный заказ на дополнительное образование детей с учётом его структуры: заказ детей и родителей, органов власти (государственной, муниципальной).

3. Проанализируйте уже имеющиеся дополнительные образовательные услуги в школе с точки зрения их адекватности социальному заказу.

4. Проанализируйте творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников с точки зрения их возможного включения в процесс проектирования и реализации дополнительных образовательных услуг, исходя из стратегических задач школы.

5. Проанализируйте материально-технические условия школы с тем, чтобы оценить возможности реализации дополнительных образовательных услуг на базе школы, исходя из новых требований Санитарных норм и правил.

6. Изучите возможности ваших сетевых (учреждения дополнительного образования детей) и социальных (организации социальной сферы, учреждения культуры, спорта, общественные организации, предприятия) партнёров с целью возможного предоставления дополнительных образовательных услуг.

7. Составив представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и о реальных возможностях школы и их сетевых и социальных партнёрах, составьте общую схему дополнительного образования в вашей школе с учётом целей и организационной модели школьной воспитательной системы.

Для этого определите: 7.1. Какие формы и направления дополнительного образования детей можно осуществлять на базе вашей школы? 7.2. Какие направления дополнительного образования можно вывести на базу учреждений дополнительного образования на основе заключения договора о сотрудничестве?

8. Осуществите переговорный процесс с вашими сетевыми и социальными партнёрами с целью согласования возможных действий по реализации совместных целей и задач, предусмотрев следующие шаги: 8.1. Определите цели и задачи будущего взаимодействия, проведите анализ проблем, определите возможные варианты взаимодействия, дайте их аргументацию, опишите собственную позицию в будущей совместной деятельности; решите организационные вопросы (определение состава участников, подготовка необходимых документов…); 8.2. Проведите переговоры, обсудив взаимные интересы, точки зрения, позиции участников, поступившие предложения, согласуйте ваши позиции и выработайте договорённости (подготовка договора о совместной деятельности); 8.3. Проанализируйте результаты переговоров: внесите коррективы в первоначальные планы, окончательно разработайте варианты своей деятельности в соответствии с разработанной моделью интеграции.

9. Организуйте работу по проектированию и экспертизе дополнительных образовательных и культурно-досуговых программ в соответствии с существующими требованиями.

10. Предусмотрите внесение изменений в содержание и структуру дополнительных образовательных программ учреждений дополнительного образования в части обеспечения их соответствия целям внеурочной деятельности (количество часов, исходя из требований Санитарных норм и правил, наличие возможности демонстрации результатов подготовки детей в условиях внеурочной досуговой деятельности за счёт использования технологии проектирования, отсутствие дублирования содержания материала).

11. Составьте Программу духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Программу воспитания и социализации обучающихся) с включением модуля дополнительного образования. На этапе реализации интеграционных процессов основные управленческие действия будут направлены на организацию выполнения Программы воспитания с участием системы дополнительного образования, а также осуществление руководства всеми участниками интеграционных процессов. На данном этапе, особенно в условиях внешней интеграции, особое значение будет иметь координация совместных действий в соответствии с поставленными задачами. Функции координации действий в условиях внешней интеграции может выполнять Координационный совет как орган управления данными процессами в муниципальном районе. Содержанием его деятельности может стать координация целей, задач и деятельности всех субъектов взаимодействия; организация внешней интеграции, обеспечение взаимодействия между образовательными учреждениями и их социальными партнёрами; диагностика состояния процессов и результатов интеграции; стимулирование всех субъектов интеграции к организации взаимодействия; информирование о состоянии и результатах процесса интеграции.

19.04.2021 19:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП