СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отчёт учителя математики МБОУ СОШ №48 Король М.С. об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
1. Современные образовательные технологии Главной задачей математического образования, с учетом новых приоритетов, является развитие у школьников мышления, навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых знаний, умения строить научные гипотезы, планировать эксперименты по их проверке. Для решения этих задач в своей практической деятельности использую современные образовательные технологии. Регулярно использую в своей практической деятельности технологию уровневой дифференциации, в основе которой лежат следующие методы и приемы: - использование на уроках дидактического материала с разноуровневыми заданиями; -составление дифференцированных домашних заданий, -создание условий для возможности роста уровня приобретаемых знаний для каждого ученика. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями, так как каждому дается посильное задание. Применяя технологию уровневой дифференциации, провожу коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения учебного материала, что позволяет предупредить неуспеваемость учащихся. При подготовке к ГИА уроки с использованием уровневой дифференциации наиболее эффективны, так как позволяют учителю видеть, на каком уровне работает каждый ученик, это позволяет повысить уровень обученности учащихся. Диалоговые технологии, используемые в учебном процессе, помогают ученику не только овладеть искусством диалога, но и обеспечивают рефлексию, развивают интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Имею опыт работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся, вовлечению учащихся в творческую деятельность в рамках работы над определенной темой, использования проектных технологий и регулярно использую данные технологии в своей педагогической практике. Учебный проект или исследование – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер имеет важное значение и, что всегда важно, интересен и значим для самих учащихся. Учебный проект, исследование - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: - проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); - целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; - представление результатов своей деятельности и хода работы. В своей практической деятельности регулярно использую технологию развития критического мышления. Для развития критического мышления учащихся, использую проблемные ситуации. Нет такой области жизни, где бы не приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям. Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения, эти ситуации я создаю сознательно. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путем сопоставления найти ошибку. Использую различные приемы для поиска ошибок: взаимопроверка, рецензирование и диспут. Такого типа задания сейчас актуальны при подготовке к ГИА. Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках математики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. В своей работе максимально использую игровые технологии, стараясь сделать процесс обучения занимательным, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На таких уроках ученики работают более активно. В своей деятельности использую: - игры- упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. - игры- соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды, как правило, такие игры я провожу на обобщающих уроках. Способность человека к реализации социально значимой деятельности являются базовой для его личностного развития. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. При использовании технологии деятельностного обучения учащийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Применение системно-деятельностных технологий на уроках математики позволяет мне решить следующие задачи: - формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности и ее результатов (рефлексия); - формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах. Применение современных образовательных педтехнологий помогает перестроить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, научить детей анализу, самооценке, навыкам самообразовательной работы.
2. Информационно-коммуникационные, в том числе и сетевых и дистанционных технологий в учебной и во внеурочной деятельности
В процессе преподавания математики, информационно-коммуникационные технологии использую в различных формах: -мультимедийные сценарии уроков; -проверка знаний на уроке; - подготовка к ГИА; - внеурочная деятельность. Использование ИКТ на уроках математики и информатики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счет, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапах контроля ЗУН. Использую энциклопедические программы из серии: «Открытая математика», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Эффективное повторение материала по темам школьного курса осуществляется с помощью электронных пособий: Математика 5-11. «Новые возможности для усвоения курса математики», Москва, изд.» Дрофа», 2004 г. «Алгебра 7-9». Серия «Все задачи школьного курса математики». Изд. «Просвещение», 2006г. и др. Электронные пособия включают теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным. Применяю информационные технологии и на уроках геометрии, где учащиеся много работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа «Живая геометрия»), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов. В этой программе ученики работают с целым семейством фигур, что способствует развитию геометрической интуиции детей. Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний. Регулярно использую мультимедийные презентации для подготовки к ГИА. Например, урок в 11 классе «Исследование функции с применением производной». Данный урок проводится в 11 классе для обобщения материала по основным способам исследования функции и подготовке к экзамену. При помощи учащихся класса повторяются способы нахождения производной функции (рассказ по презентации), затем у доски и в тетрадях исследуется функция на данный способ. В конце урока проводится маленькая самостоятельная работа с аналогичными заданиями. Этот урок позволяет восстановить в памяти пройденный материал и готовит для проведения государственной итоговой аттестации. Весь урок использовалась содержательная и удобная презентация. Использование таких презентаций позволяет восполнить недостающий в учебниках материал. Уроки-презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны в своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. К тому же всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где учащиеся могут самостоятельно проверять уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line. Работа с интернет- ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов: http://school-collection.edu.ru, http://www.uchportal.ru/, http://festival.1september.ru/, http://www.rusedu.ru/ и другими. Для своей работы я позаимствовал множество иллюстрированных рисунков, таблиц, блок-схем, видеофрагментов, интерактивных моделей. Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленных на федеральном портале «Российское образование». Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения математики, поддерживают все этапы работы с учебным материалом, т.е. могут быть использованы при объяснении нового материала, закреплении ранее изученного, повторении. Особенно ЦОРы полезны при анализе графиков. Визуализация процесса восприятия, поэтапное усложнение математических моделей, качественно подобранная цветовая гамма, фоновое сопровождение – все это позволяет наиболее эффективно усваивать математические знания и успешно сохраняет их в памяти учащихся. Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.
3. Современные здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе Задача повышения качества образования связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс. Здоровьесберегающие технологии регулярно применяю в учебно-воспитательном процессе, подразделяя их на три основные группы: 1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса 2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся. 3.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения Среди здоровьесберегающих технологий особо выделяю технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда отношу технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Педагогика сотрудничества –создающая все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Основной подход в моей работе - это личностно-ориентированное обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению. В своей работе проблему здоровьесбережения детей стараюсь решать на каждом этапе урока. Комфортная психологическая обстановка обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, создание ситуации успеха у ребенка- все это способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Для предупреждения усталости, чередую формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах. Творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке, они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей. Индивидуальный подход к учащимся и дифференциация заданий, разноуровневые задания, создание ситуации успеха также нужны на каждом уроке. Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке провожу физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно, включаю элементы игровых технологий. Постоянно слежу за осанкой учащихся. Интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы, задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку; трансформацию условия позволяют избежать монотонности на уроке, повышают интерес к предмету. Вносят разнообразие в урок различные исторические факты из жизни ученых, открытия или необычные истории. Например, вопросы из «Веселой викторины» на уроке позволят улыбнуться, переключиться и немного отдохнуть. 1) Назовите «математические» растения. (тысячелистник, столетник, золототысячник). 2) Без чего не могут обойтись барабанщики, охотники и математики? (без дроби). 3) Какая цифра всегда катается в электричке? (цифра ТРИ- элекТРИчка). 4) Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала) 5) Назовите музыкальную меру длины. (ми-ля- МИЛЯ) 6) Какую форму имеют бульонные кубики? (форму ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, а вовсе не куба). 7) Вечнозеленый конус-это…. (кипарис). 8) Что есть у каждого слова, растения, уравнения? (корень) Применение дидактических игр и «игровых технологий» дает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса на уроке. Технология игровых форм обучения легко воспринимается, и ее можно применять любым учителям-предметникам. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа. Современные психологи сходятся в мнении, что большинство детей, да и взрослых тоже, успешнее решают те вопросы и проблемы, которые им предлагают в игровой форме.
Использование ИКТ на уроках математики является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности. Я считаю применение информационных технологий необходимым на математики и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся. Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение. Описание достигнутых образовательных результатов: 1. Диагностика результатов обучения показала, что в параллели классов, где регулярно проводятся уроки проектной деятельности с ИКТ, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. 2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности, повышение среднего бала по предмету. 3. Повышение мотивации и интереса у обучающихся к обучению; 4. Активизацию и повышение их познавательной, коллективной мыслительной деятельности.
© 2017, Король Марина Сергеевна 480