СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время строительная отрасль Губкина, как и во всей Белгородской области, находится на подъеме. Большими темпами осуществляется возведение индивидуального жилья в рамках целевой губернаторской программы «Свой дом» и федеральной программы «Жилище»; возобновилось строительство многоквартирных домов, отвечающих современным требованиям и нормам; возводятся спортивные комплексы, торговые центры; производится реконструкция имеющегося жилого, культурного и общественного фонда; бурными темпами идет строительство производственных объектов горнодобывающей промышленности. В таких условиях особенно остро ощутим дефицит специалистов строительной отрасли. По отзывам работодателей, строительные организации в первую очередь испытывают потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих, способных хорошо ориентироваться в частой смене современных технологий строительства, способных работать с новейшими отделочными материалами, эффективными строительными конструкциями, имеющих навыки работы с новой строительной техникой.
На современном этапе развития региона перед профессиональной школой Белгородской области встаёт задача эффективного кадрового обеспечения основных направлений и видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития строительной, горнодобывающей и других отраслей промышленности. Для этого необходимо создать условия, обеспечивающие устранение непропорциональности на областных рынках труда и образовательных услуг; привести структуру подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями экономики региона.
Основной целью образовательного учреждения среднего профессионального образования является подготовка высоко квалифицированного специалиста, способного выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда в нынешних условиях. Важным этапом подготовки такого специалиста является развитие научно-исследовательской деятельности, которая становится основой современного процесса обучения студентов колледжей и техникумов.
Для осуществления этих задач работа ведется по следующим направлениям:
постановка и решение профессиональных задач во время аудиторных практических работ;
подготовка и написание рефератов, докладов, сообщений с элементами исследования при изучении теоретических аспектов профессиональных модулей;
участие в работе научных мини-конференций в рамках недели ПЦК;
подготовка и выступление на конференциях других учебных заведений.
В Губкинском технологическом техникуме я работаю с 1 сентября 2015 года. До этого периода с 1992 года я работала в Горном колледже, который затем был реорганизован в Горно-политехнический колледж. Мне бы хотелось поделиться своим опытом в организации научно-исследовательской деятельности в этой организации.
Одним из важных направлений в осуществлении подготовки специалистов-строителей Губкинского горного колледжа являлось формирование в процессе их обучения навыков и умений, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности.
В течение нескольких последних лет, преподаватели комиссии общепрофессиональных и специальных строительных дисциплин работали над совершенствованием качества подготовки выпускников строительной специальности с учетом местных условий строительства.
Для повышения интереса к выбранной строительной специальности, к будущей профессиональной деятельности преподавателями использовались такие приемы как привлечение студентов к работе научного общества преподавателей и студентов «Единство», которое функционировало в Горном колледже. Начальным этапом этой работы являлось выявление наиболее талантливых студентов, которые проявили себя, наиболее успешно справившись с индивидуальными заданиями в форме защиты реферата, сообщения или презентации по направлению «Новые технологии в строительстве». Студенты сами выбирают заинтересовавшую их тему, подбирают материал, ведут поиск информации. Со стороны преподавателей оказывалась помощь в систематизации материала, в выявлении положительных качеств рассматриваемых технологий, в расчете экономического эффекта от их применения. Следующим этапом являлось участие студентов в мини-конференции, проведение которой стало традиционным мероприятием в рамках недели предметно-цикловой комиссии строительных дисциплин
Для развития творческого подхода к освоению профессиональной деятельности, умения самостоятельно принимать нужные проектировочные решения, под руководством опытных преподавателей ПЦК Удаловой М.Э., Назаровой М.И., Крайневой И.А., Плутахиной И.Г., студенты занимались научно-исследовательской деятельностью. Результатом такой работы являлись творческие проекты-исследования, в которых использованы новейшие достижения в строительной технологии и производстве строительных материалов. Защита творческих проектов на первом этапе происходила во время научно-практической конференции «Новые достижения в строительстве», ежегодно проходящей в рамках недели ПЦК строительных дисциплин, а затем на втором этапе – на общеколледжной конференции «Современность, творчество, молодежь», в которой участвовали студенты разных специальностей.
Так Морозов В. (руководитель Крайнева И.А.) представил отличительные особенности возведения бескаркасных зданий «Сфера» и был отмечен дипломом ΙΙ степени.
Наиболее интересные проекты делегируются для участия в конкурсах «Оригинальная идея», и «Молодежь и научно-технический прогресс», «Молодежь и глобальные проблемы современности, которые проводится в БГТУ им. В.Г. Шухова и Губкинском институте (филиале) Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ). В данных конкурсах строители горного колледжа участвовали ежегодно. Так, студенты Худобин Е. и Бадеева А. представляли свои проекты, воплощающие основные задачи губернаторской программы «Свой дом». Худобин Е. разработал проект экономичного индивидуального жилого дома для молодой семьи. Бадеевой А., Артюх.О. была представлена идея строительства индивидуального жилого дома по технологии «ТИСЭ», блоки для которого изготавливаются на месте возведения здания в простой опалубке, что снижает транспортные расходы.
Косаревым С. и Прутковым Р. было проведено обследование жилой застройки по ул. Победа, выявлены и систематизированы дефекты наружных стен и фасадов. Позднее данные их исследований подтвердились тем, что на месте старых зданий возвели новые современные кирпичные жилые дома, старые - пошли под снос.
Тиуновой Ю. (руководитель Назарова М.И.) был представлен проект с использованием новейших строительных материалов, который был удостоен Диплома III степени. Чунихина А. обосновала применение в индивидуальном строительстве системы «Пассивный дом», относящейся к категории «Экодом», позволяющей значительно сэкономить энергоресурсы.
Мельников В. представил на конкурс проект многоэтажного административного здания с подземным гаражом – стоянкой. Идеей данного проекта является создание элемента многофункциональной городской среды повышенной плотности с офисными зданиями, культурными объектами, жилыми зданиями. Это обеспечит трудовую занятость значительной части населения по месту жительства и полноценную жизнь микрорайона в течение суток.
Кузьменко И.и Блиновой Д. (руководитель Назарова М.И.) был присвоен диплом III степени за проект «Теплоизоляционные материалы», в котором они представили вариант утепления из экструдированного пенополистирола.
Крылова О. (руководитель Удалова М.Э.) с работой «Особенности лизинга в строительстве» приняла участие в конференции МАМИ, а Фетисова И. с работой «Система плит Грин боард» (руководитель Крайнева И.А.) заняла ІІ-е место в Международной научно-практической конференции БГТУ, а конкурсе научно-исследовательских работ и технических проектов, проходившем там же – І-е место.
Работа Фетисовой И.С. представляет собой сравнительный анализ состава и свойств инновационного строительного изделия плит «Грин боард». Актуальность выбранного материала заключается в его универсальности и возможности работы в условиях энергосбережения. Фетисова И.С. подчеркнула такие положительные качества материала как долговечность, экологическую безопасность, морозостойкость, огнестойкость, биостойкость, хорошие теплозащитные и звукоизоляционные характеристики. Кроме того, студентом была проанализирована возможность использования плит «Грин боард» в разных конструктивных элементах здания. Использование плит «Грин боард» особенно удобно в местных климатических условиях, при постоянных температурных колебаниях окружающей среды. Применение данных изделий дает большие возможности в области сбережения энергоресурсов как в индивидуальном строительстве жилья, так и при возведении многоквартирных жилых домов Белгородской области, делает жилье более экономически доступным.
Марченко К. (руководитель Крайнева И.А.) предложила использовать технологию переработки битумосодержащих кровельных материалов для производства битума, который может быть затем использован в дорожном строительстве, для защитных кровельных слоев, в качестве гидроизоляции и т.д. Это позволит повысить качество экологической обстановки Губкина, т.к. не придется вывозить КБО на полигон твердых бытовых отходов, а также принесет значительную экономию средств бюджету города за счет их (КБО) вторичного использования.
Работа Марченко К.А. была награждена Дипломом Ι степени на
Конкурсе-выставке научно-технических и исследовательских проектов студентов и молодых ученых «ОРИГИНАЛЬНАЯ ИДЕЯ» в БГТУ им. В.Г. Шухова.
Это лишь несколько из многих примеров проводимых студенческих исследований. Конечно, как материально-техническая база средних профессиональных учебных заведений, так и уровень подготовки обучающихся не предполагают глубоких научных исследований в отличие от прикладных экспериментов того же Белгородского технического университета. Однако элементы научно-исследовательской деятельности студентов можно с успехом внедрять как на учебных занятиях, так и во время проведения производственных практик при выполнении нетиповых индивидуальных заданий исследовательского характера.
И в настоящее время, являясь преподавателем «Губкинского технологического техникума», я продолжаю работу в этом направлении. Элементы исследования студенты внедряют в свои курсовые проекты, используют во время участия в предметных олимпиадах, при проработке и систематизации материалов для написания рефератов, изготовления презентаций по Междисциплинарным курсам, составления индивидуальных отчетов по практикам. При подготовке к Государственной итоговой аттестации в форме защиты дипломных проектов студенты просчитывают экономический эффект от использования новейших строительных материалов и технологий в своих проектах.
Как показывает опыт, студенты, которые охотно занимались научно-исследовательской деятельностью в СПО, в большинстве своем продолжают получение образования в высшей школе, имеют неплохой карьерный рост, быстрее приспосабливаются к профессиональной деятельности на строительных предприятиях города, области и других городов России.
В таком небольшом городе как Губкин остро стоит проблема трудоустройства молодых кадров, но мониторинг занятости выпускников строительной специальности показывает, что подавляющее число выпускников, занимавшихся научной деятельностью, работает по специальности. Многие из них при этом получают высшее образование в ВУЗах. Наблюдается довольно быстрый их карьерный рост, готовность к профессиональной деятельности сразу после окончания колледжа и техникума. Так, например, Мельников В., Блинова Д., Артюх О. получили высшее образование в БГТУ им. В.Г. Шухова и работают в ООО «Рудстрой», Мельников – производителем работ, Артюх и Блинова – инженерами в Проектно-конструкторском отделе и т.д.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов способствует повышению качества подготовки специалистов-строителей и может производиться на всех этапах обучения, с учетом требований местных строительных организаций и региона.
© 2020, Крайнева Ирина Андреевна 97