СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методического приёма "Отсроченная отгадка" на уроках литературы: способ мотивации учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приём «Отсроченная отгадка» был впервые предложен А. Гином. Он позволяет необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения «отсроченная отгадка» рассматривается как приём создания проблемной ситуации на уроке.

Фото предоставлено автором

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В 9 классах данный методический прием используется мною на уроке литературы по теме «Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о жанре баллады. Баллада “Светлана”». В начале занятия ученикам предлагается иллюстрация с тремя предметами: зеркало, свеча и сапожок. Ученики пробуют ответить на два вопроса: Что может объединять эти предметы? Как они будут связаны с темой урока? Обучающиеся активно озвучивают свои догадки, возникают дискуссии.

Далее в ходе урока школьники повторяют черты романтизма, знакомятся с текстом В.А. Жуковского и слушают сообщение о разных видах гаданий на Руси. После этого формируется верный ответ на вопросы: все эти предметы использовались для святочных гаданий, с описания которых начинается баллада Жуковского.

Фото предоставлено автором

В 7 классах этот же прием используется на уроке литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Тема одиночества в лирике поэта». Прежде чем начать рассказ о биографии М.Ю. Лермонтова, учащимся предлагается необычная иллюстрация на экране: две руки, сложенные в определенный жест. Ученики пробуют ответить на два вопроса: Что может обозначать такой жест? Как иллюстрация связана с темой урока? Ученики озвучивают свои догадки, обсуждают их с одноклассниками и учителем.

Далее в течение урока учащиеся знакомятся с фактами биографии Лермонтова. Урок завершается рассказом про дуэль поэта с Мартыновым в Пятигорске. Наконец, ученики узнают, что иллюстрация, показанная в начале урока, означает «Пятигорск» на языке жестов. Такое обозначение появилось именно в честь поэта.

Считаю, что данный методический прием особенно хорошо подходит для урока открытия новых знаний. Он позволяет быстро включить внимание учащихся, заинтересовать их и сохранить концентрацию на протяжении всего занятия.

Виктория Паладий, учитель русского языка и литературы, ФГБОУ СОШ № 1699 Управления делами Президента РФ

Источник: https://ug.ru/ispolzovanie-metodicheskogo-priema-otsrochennaya-otgadka-na-urokah-literatury-sposob-motivaczii-uchebnoj-deyatelnosti/

Категория: Всем учителям
16.11.2024 19:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП