СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема одарённости детей в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неслучайно появилось второе издание Концепции одарённости, в которой понятие одарённости формулируется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения. Этим определяется гуманистическая направленность Концепции, в которой особое внимание уделено бережному отношению к одарённому ребёнку. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Одарённых детей объединяет одно общее - огромное стремление к творческому поиску, они получают удовольствие от самого процесса познания. Выявление среди моих учеников группы школьников с высоким творческим потенциалом помогло мне наметить пути дальнейшей работы и заняться более углублённо проблемами развивающего обучения и творчества, реализуя программу элективного курса «Юный филолог».
Данная программа ставит своей целью расширить литературное образование девятиклассников, удовлетворить познавательные интересы обучающихся, развить их творческие способности и получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по литературе
Задачи курса направлены на:
• осознание себя творческой личностью;
• осознанный выбор профиля в старшей школе;
• осознанный выбор будущей профессии;
• формирование стойкого интереса к литературе;
• развитие речи (устной и письменной);
• подготовку к олимпиадам и конкурсам различного уровня
Организационно - педагогические условия
1. Наличие напряжённой образовательной среды, способствующей закреплению потребности учащихся в поэтической деятельности.
• Практическая работа по определению размеров стихотворения и определения жанра произведения, фигур и тропов.
• Посещение занятий спецкурсов «Встречи с интересными людьми», «Основы журналистики»
2. Организация образовательной среды развивающего (творческого) типа, способствующей снятию психологических барьеров развития, развитию творческого начала.
• Подготовка и проведение литературных вечеров, гостиных.
• Экскурсии в библиотеку.
• Встречи с местными поэтами и писателями.
3. Организация специальных занятий, тренингов, для развития познавательной, эмоциональной, личностной сфер ребёнка.
•Тренинг умения давать определения словам - это прекрасный способ заставить ребёнка думать;
•Игры «Остров», «Угадай слово по определению из словаря», «Найди ошибку в определении»;
-Тренинг смекалки развивает умение сравнивать;
-Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ - это наука об эффективности мышления в любой области творчества. Идеология «Радость в жизни возможна, каждый день может и должен быть счастливым». Характерна активная оптимистическая жизненная позиция «Что я хочу? Кто я есть? Что надо делать? Зачем?» ТРИЗ учит: «Нет такого вреда, который нельзя было бы обратить в пользу (хотя бы частично), и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда»
4.Учёт психологических особенностей возраста
Учёт возрастных особенностей в работе с одарёнными детьми очень важен. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
5.Возможность применения знаний и умений в практической деятельности
- сотрудничество с поэтическим клубом «Вдохновение» при районной библиотеке;
- сотрудничество с библиотеками Молчанова и Томска.
- встречи с интересными людьми села и края;
- использование материалов музеев «Поиск», «Бумеранг»;
В результате учащиеся овладевают навыками:
- определение жанра произведения;
- определение тропов и стилистических фигур;
- знание их функций в поэтической речи;
- освоение литературоведческой терминологии;
- знание основных стихотворных размеров. Приобретают коммуникативную компетенцию (способность практического владения языком):
- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
- умение переключаться в процессе общения с одного кода (стиля, диалекта) на другой в зависимости от условий общения.
Занятие по программе курса призваны сформировать практические навыки и умения: - узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;
- выявление их функций в художественном произведении;
- определение особенностей художественной формы;
- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;
- соотношение формальных элементов текста с содержанием;
- определение композиционной особенности текста;
- анализ лексического строя произведения;
- определения ведущих мотивов произведения;
- анализ синтаксических конструкций;
- установление литературных параллелей с другими произведениями;
- понимание идейного замысла, настроения, эмоционального состояния лирического героя.
Сопровождение детей в литературной деятельности.
Среди моих учеников есть яркие личности, очевидные своими достижениями в литературном творчестве. Их характеризует повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Основная задача педагога - содействие превращению одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
© 2018, Тимохина Людмила Александровна 153