СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация профессий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый ярус классификации (типы профессий)

В соответствии с объектом (предметом) труда Е.А. Климов выделил пять типов профессий:

  1. Профессии типа «Человек – природа» Ведущий предмет труда профессий этого типа – сельское хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования (биология, география). Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предметом труда которых являются:  растительные организмы;  животные организмы;  микроорганизмы;  среда существования живых организмов. Примеры профессий: овощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. Профессии типа «Человек – техника» Ведущий предмет труда профессий этого типа – технические объекты (машины, механизмы) и их свойства, материалы, виды энергии. Среди профессий этого типа можно выделить:  профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;  профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;  профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;  профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;  профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;  профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;  профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими;  профессии по переработке продуктов сельского хозяйства. Примеры профессий: столяр, инженер-механик, электрослесарь, техниктехнолог общественного питания.
  3. Профессии типа «Человек – человек» Ведущий предмет труда профессий этого типа – социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Среди этого типа профессий можно выделить:  профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;  профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;  профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;  профессии, связанные с информационным обслуживанием;  профессии, связанные с медицинским обслуживанием. Примеры профессий: продавец продовольственных товаров, парикмахер, врач, учитель, психолог.
  4. Профессии типа «Человек – знаковые системы» Ведущий предмет труда профессий этого типа – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Среди этого типа профессий можно выделить:  профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;  профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;  профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов. Примеры профессий: переводчик, топограф, программист.
  5. Профессии типа «Человек – художественный образ» Ведущий предмет труда профессий этого типа – явления, факты художественного отображения действительности. Среди этого типа профессий можно выделить:  профессии, связанные с изобразительной деятельностью;  профессии, связанные с музыкальной деятельностью;  профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;  профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Примеры профессий: артист, художник, музыкант.
  • Второй ярус классификации (классы профессий)
  • Пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
  • Гностические профессии (от древнегреч. «гнозис» – знание) Примеры профессий:  в типе «человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;  в типе «человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;  в типе «человек – человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебнотрудовой эксперт, социолог;  в типе «человек – знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов, контролер готовой продукции в полиграфии, бухгалтерревизор;  в типе «человек – художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.
  • Преобразующие профессии Примеры профессий:  в типе «человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;  в типе «человек – техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;  в типе «человек – человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;  в типе «человек – знаковая система»: чертежник-картограф, бухгалтер;  в типе «человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
  • Изыскательские профессии Примеры профессий:  в типе «человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчикнаблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;  в типе «человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;  в типе «человек – человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли;  в типе «человек – знаковая система»: программист, математик;  в типе «человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.
  • Третий ярус классификации (отделы профессий)
  • По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
  • Профессии ручного труда Примеры профессий: в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть только вспомогательными, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
  • Профессии машинно-ручного труда Примеры профессий: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  • Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем Примеры профессий: оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  • Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда Имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны, например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т. д.
  • Четвертый ярус классификации (группы профессий)
  • По условиям труда (разумеется, очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими:
  • Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» Примеры профессий: лаборант, бухгалтер, оператор. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду Примеры профессий: агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД.
  • Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п. Примеры профессий: антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
  • Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности Примеры профессий: воспитатель детского сада, учитель, следователь.
01.08.2024 11:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП