СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Костюм испанского королевского двора в эпоху Возрождения.
Общая характеристика страны: Своеобразие исторического пути развития Испании в период арабского владычества и порожденные этой эпохой формы одежды во многом объясняют то новое направление всего европейского костюма, которое возникло в XVI веке.
В процессе национально – освободительной войны, охватившей столетия, формировались характерные особенности нравственного облика народа Испании, складывалось высокое понятие чести, которое так ярко отразилось в творчестве испанских писателей и драматургов.[6]
Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.
В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживающий борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: С одной стороны – влияние итальянского Ренессанса, с другой – религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». [5]
Таким образом, формирование национальных государств и
экономических основ буржуазного способа производства, расцвет его производительных сил – таковы основные черты социально – экономических особенностей эпохи. Интерес к человеку, любовь к природе, красоте, жажда знаний, открытий (кругосветные путешествия Магеллана и Колумба, открытие Америки), расцвет естественных наук, искусства, литературы, формирование и развитие реализма – нового художественного метода в искусстве – характеризуют эпоху Возрождения.
Эстетический идеал красоты: Основным идейным стержнем культуры и искусства эпохи Возрождения является гуманизм- новое представление о человеке как о свободном, всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу. [1].
На форму испанского костюма, как и всей культуры и искусства Испании XV-XVIвв., оказывали влияние многие исторические и общественные факторы. Среди них прежде всего – идеалы воинствующего рыцарства, прославлявшие силу, ловкость, доблесть, честь, особенно утвердившиеся в период арабского владычества в XIV-XVвв.; строгий этикет испанского королевского двора и суровый аскетизм католической церкви. Именно эти факторы обусловили противоречивую эстетику испанского костюма, которая, с одной стороны, утверждала типичное для Ренессанса подчеркивание природных форм пропорций фигуры, с другой – требовала спрятать «грешную плоть», запретить обнажение тела, изменить пластичные мягкие округлые контуры фигуры угловатыми жесткими линиями.[2].
Испанская мода стала господствующей, это признали все европейские государи и вельможи, подчинявшиеся самым рабским образом. Даже французский двор не составлял исключения из общего
правила. Зато Италия была по-прежнему в этой области довольно самостоятельной, что объяснялось облагораживающим влиянием искусств, предохранявшим итальянцев от слепого подражания нелепостям испанской моды.
Сначала испанский костюм был довольно удобен и элегантен, но с течением времени он приобрел чрезвычайно нелепый характер.[4].
Конструктивные решения одежды: Испанцы стремятся придать костюму вид военной брони – жесткой, негнущейся, окружающей фигуру футляром, что по существу, отрицало тенденцию развития европейского костюма, сложившегося под влиянием Италии.
Воспроизведение форм военных доспехов в мужском костюме приводит к тому, что испанцы утрачивают понимание художественно – пластических свойств ткани, стараясь придать ей качество металла.
Особенности миропонимания испанцев, уклада их жизни сказались также и на отношении к женщине. С одной стороны, ее окружают поклонением, в котором звучат отголоски вестготских обычаев и былой свободы в ранний период реконкисты, с другой – под влиянием Востока – стремятся изолировать ее, создают для нее ряд жестоких и стеснительных правил и ограничений. [6].
В конце XVв. В Испании возник новый тип европейского костюма – каркасный, который носят и мужчины и женщины.
В мужском костюме это стеганная прокладка (вата, опилки, конский волос), на которую натягивали все главные части одежды: закрытый, плотно прилегающий колет и короткие, до колен, шаровидные штаны.
В женском костюме появляется корсет из лозы или металлической сетки, покрытый сверху и снизу ватой и простеганный с тканью.
С помощью накладки из конского волоса создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди. С помощью бюска (узкой деревянной или металлической пластинки, которую прикрепляли к корсету) уплощали живот и зрительно заужали талию. Нижнюю часть женской фигуры прятал второй конус – воронкообразный металлический вертюгаден, на который натягивалась юбка. В мужском и женском костюмах линия плеч искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава. Специфическим элементом футлярного, чопорного каркасного костюма, был брыжжевый воротник.[2]
Гигантский воротник, доходивший до подбородка, ушей и затылка, заставил укоротить волосы и бороду. Все испанцы носили короткие волосы остроконечную бородку и
закрученные усы.
Женщины поднимали волосы наверх, сооружали из них искусные прически. Такие воротники были очень дороги, стоили иногда дороже всего костюма.[4].
Королева Елизавета в парадной одежде, в которой она присутствовала на церемонии в соборе св. Павла.
Кружевной воротник с лентами, который в Испании имели право носить
только члены королевской фамилии.
Портрет КарлаIX.
Вамс из того же светлого полосатого шелка, что и
штаны, и короткий бархатный плащ составляли церемониальную
придворную одежду.
Анна Австрийская. Парадная одежда королевы: лиф и фалды, в виде сердца, богато украшены кружевами и жемчугом, широкий воротник ’’мельничный жернов’’, и закрепленная на обручах юбка. Плащ подбит и оторочен горностаем.
Великолепный королевский праздничный наряд из шелка,богато украшенный кружевами,вышивкой и драгоценностями. Белые чулки поддерживаются вышитыми подвязками; пуговицы, пояс и ботинки усыпаны драгоценными камнями.
Наряду с воротником стали распространяться манжеты. Сначала они тоже имели скромный вид, потом сделались значительно наряднее, стали отделываться зубчиками или шитьем (retlcella) и, наконец, когда в моду вошли кружева, стали считаться неотъемлемой принадлежностью всякого нарядного платья.[4].
Материал: У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани.[5]
Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканные,вышитые,набивные)ткани. Характерныйрисунокбольшиемедальоны с изображением стилизованных животных, символов христианской религии, геральдические мотивы. В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали.
В конце XVIв. модными стали темные тона в одежде: серый, красный, фиолетовый, зеленый, коричневый. Черный цвет широко использовался в одежде без траурной символики.[2]. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.
Узоры на этих материях стали значительно мельче, чем в первой половине столетия, что объясняется сравнительной узкостью костюма и разрезами; они представляли собой в большинстве случаев узкие пальметты, окруженные переплетающимися усиками и ленточками. В конце столетия в моду входит особый узор: мелкие цветы, не соединенные друг с другом, а расположенные рядами таким образом, что одни из них смотрят на право, другие налево. Иногда цветы вырезались из бархата и разбрасывались по атласному полю. Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский, он подчеркивал классовую принадлежность.[4].
Обувь: Мужской обувью в первой половине XVIв. были мягкие туфли
из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками (медвежья лапа). С середины XVIв. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из которых виднелась цветная подкладка. Из кожи делали только сапоги, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой. В конце XVIв. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве- «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.[5]
Прически и головные уборы: Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVIв. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали. Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо». Вплоть до начала XVIв., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался «трансадо». Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой. Еще один головной убор – «кофья-де-папос». Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас,
другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка.
При высоком воротнике с горгерой прическа, естественно, была гладкой, ее украшал или маленький бархатный барет, или наколка, ушитая жемчугом, как у Марии Австрийской, или маленький высокий ток. Все эти головные уборы были отделаны драгоценными камнями или небольшими страусовыми перьями.[5]
Детали костюма: Мужской костюм.
Основными частями испанского мужского костюма были сорочка, колет, штаны-чулки, сшитые по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны, узкий жилет- «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.
Сорочка под наглухо закрытым колетом не играла важной декоративной роли в костюме, за исключением брыжжевого воротника и
высоких манжет из полотна или батиста, отделанных кружевами.
Колет- короткая до талии или до бедер одежда прилегающего силуэта с застежкой спереди на пуговицы, с отрезной баской. Воротник – стойка. Рукава – узкие длинные с наплечными валиками. Колет простеган на жесткой прокладке. В конце XVIв. появляется колет «с гусиным чревом» - пансерон, в котором нижняя опущенная на живот часть переда подбивалась конским волосом. Набедренные штаны также подбивались конским волосом, были шаровидной формы. Часто их отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись вверху и внизу и свободно свисали по всей длине. [2].
Верхней одеждой был особый вид куртки – «хубон». Хубон делают закрытым, с высоким стоячим воротником, законченным узким белым рюшем по краю. Весь костюм украшают разрезами. Крайнее неудобство этого костюма порождало скупые жесты, медленные повороты. Чопорность испанского гранда, приученного этикетом скрывать все свои душевные движения, находит в нем законченное выражение.[6].
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки, которые держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее носили шпагу, а справа – кинжал, подвешенный на цепочке.
Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также верхних, коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди. Стоячий воротник достигал подбородка, а его края украшают рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник –
«горгеру». Чаще всего белого цвета. Этот воротник являлся первым
признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили,
подсинивали, плоили щипцами. На узкие кальсес испанцы надевали вторые – короткие, до середины бедра «грегескос». Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу.
Парадной одеждой короля был «ропон» - короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.
Шелковый берет стал выше, поля его сделались уже, тяжелая шляпа с узкими полями и плоской тульей надевалась несколько набок.
Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально. Строгий этикет сохраняет неизменным придворный наряд.[5]
Женский Костюм:
Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения. Для женского платья XVв. Характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особенно стройной. Сверху у платья была пелеринка.
Во второй половине XVв., после объединения Кастилии и Арагона, увеличилось значение королевского двора, изменился и женский костюм испанской знати. [5].
Классический испанский женский костюм до предела обострил все те черты «футлярности», которые начали складываться еще во второй половине XVвека. По этическим представлениям испанцев XVIв. идеальной считалась худая стройная фигура; классической правильности черт предпочитали своеобразие и живость выражения лица. Официальный придворный костюм отразил национальную особенность понимания женской красоты.[6]
Узкий лиф делался на плотном каркасе, плотно закрывая грудь и шею, стягивая фигуру, спускался спереди острым углом и делал ее плоской. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические
пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф,
превратили его в стягивающий грудь корсет. Узкая в бедрах юбка или обрисовывала бедра, расширяясь к низу, или повторяла слегка расширенную форму «verdugos». Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Сверху обтянутая парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.[5]
Пропорции каждого костюма создавали впечатление стройности. Высокий стоячий воротник делал расстояние между конечными точками лифа настолько большим, что еще больше зрительно увеличивало рост. Верхние рукава платья жесткие, не допускающие складок, имели четкую конфигурацию и были также несгибаемы. И чтобы сохранить эту форму, делали разрез на уровне локтя и через этот разрез просовывали руку в узком рукаве котт.
В пределах установившегося типа костюма существовало несколько вариантов. Каждый вариант –это новое оформление лифа. В Испании существовала мода на своеобразное оформление застежки завязками из лент с разными металлическими наконечниками (puntas). Пунтасы на женском испанском костюме XVI века являются отличительной особенностью его декоративной стороны.
Декор испанского женского костюма XVI века связан с его конструктивной стороной. Вышивка украшала центр переда на юбке,
имитируя застежку, низ юбки, прорезы рукавов. Драгоценности в виде
отдельных ювелирных розеток подчеркивали некоторые конструктивные линии на лифе. При высоком воротнике с горгерой прическа, была гладкой, ее украшал маленький бархатный барет, или наколка, ушитая жемчугом, как у Марии Австрийской, или маленький высокий ток. Все эти головные уборы были отделаны драгоценными камнями или небольшим страусовым пером. Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.[6]
Основными видами верхнего платья были ропы, плащи, мантильи.
Ропа – распошная цельнокроеная одежда без рукавов или с короткими буфированными рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко у шеи.
Мантилья – накидка-покрывало из черной или белой тонкой ткани, или кружева.[2]
Cтрогий этикет придворной жизни касался и траурного костюма. В XVI веке везде в Европе черный цвет одежды определенного покроя и специальные аксессуары были обязательной траурной одеждой. Знаком полного, глубокого траура было полное отсутствие украшений.
Особенно тщательно был разработан женский траурный костюм. Он имел черное покрывало на специальном каркасе.
Испанский этикет требовал, чтобы королева во время траура не покидала своей спальни, затянутой черной тканью, в течении года.[6]
Под влиянием испанского женского костюма середины XVI века, формировались дворянские костюмы всех западноевропейских стран последующих периодов, вплоть до начала XXвека.[2].
Список литературы:
1. Н. М. Каминская. История костюма. Учеб. Пособие для спец. Учеб.
заведений шв. пром-сти. М.; «Легкая индустрия», 1977. – 128 с. с ил.
2. Н. М. Каминская. История костюма. Учеб. пособие для техникумов. –
2- е изд., перераб. – М.; Легпромбытиздат, 1986. – 168с.:ил.
3. Л. Кибалова, О. Гербенова, М.Ламарова. Иллюстрированная
энциклопедия моды. – 2–е изд. – Прага.; Издательство Артия, 1987.-608с.
4. Ф.Ф. Комиссаржевский. История костюма. – М.: АСТ; Мн.: Харвест,
2006. – 240 с.
5. Интернет
6. М. Н. Мерцалова. История костюма. Издательство «Искусства»
Москва, 1972.- 197 с.: ил.
7. Э. Шандарова и коллектив. Шейте сами. Издательство «Обзор»,
Братислава, 1988.- 208 с.: ил.
© 2018, Попова Лариса Анатольевна 1031