© 2021 148
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кто верхом, а кто пешком
Олег Смолин комментирует итоги рейтинга школ за 2021 год.
Иллюстрация: vecteezy.com
Больше половины школ, чьи выпускники наиболее успешно поступают в лучшие вузы России, расположены в регионах. Этот вывод следует из
При этом
Итоги рейтинга комментирует Олег Смолин.
– Герой одной сказки предложил своему сопернику соревнование, в котором один будет идти пешком, а другой ехать верхом.
Примерно так выглядят рейтинги российских школ и вузов. Для того чтобы соревнование было честным, требуются более или менее равные стартовые условия. В данном случае такие условия заведомо отсутствуют.
В рейтингах школ, чьи выпускники поступают в престижные вузы страны, учитываются результаты олимпиад и некоторые другие формы довузовской подготовки, и, на мой взгляд, это лучше однобоких рейтингов по результатам ЕГЭ.
Я рад тому, что список лучших региональных школ в этом топе расширяется, но даже эта медаль имеет обратную сторону.
Недавно я разговаривал с руководителем кадровой службы крупного омского филиала одного из московских машиностроительных предприятий.
Размышления этого человека крайне тревожные: он говорит, что, когда с предприятия уйдут конструкторы «старой школы», работать в их конструкторском бюро будет некому, поскольку уровень подготовки молодых специалистов значительно ниже.
Это притом, что в Омске существует весьма неплохой базовый технический университет – ОМГТУ.
Есть еще одна причина нехватки квалифицированных кадров в регионах: у ребят из провинции есть возможность поступать в столичные вузы по результатам ЕГЭ, и это хорошо, но по окончании учебы дипломированные специалисты на свою малую родину почти никогда не возвращаются.
Это приводит к оскудению интеллектуального потенциала в регионах. При всем уважении к столице Москва – это не вся Россия и, как ни странно, жизнь должна быть и за МКАДом тоже.Теперь по поводу конного и пешего. Согласно рейтингу RAEX, 35 из 100 лучших школ находятся в Москве, и это вполне естественно. Во-первых, в эти школы, как правило, отбирают детей если не с начальной и основной, то после 9-го класса. Во-вторых, московское образование финансируется лучше, чем в подавляющем большинстве субъектов РФ. По объемам финансирования Москву можно сравнить только с некоторыми нашими северными эмиратами: Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. В-третьих, московский учитель получает заработную плату, которая не снилась учителям из других регионов (за исключением опять же северных эмиратов). Напоминаю: в 53 субъектах РФ, по данным Общероссийского народного фронта, каждый третий учитель получает менее 15 тысяч рублей.
В целом разница в оплате учительского труда, по данным Минпросвещения, составляет 7 раз. Совершенно очевидно, что условия неравны.Москва может себе позволить отбирать в педвузы лучших выпускников школ, а затем – лучших выпускников педвузов для работы в школах. Здесь действует двойная положительная селекция, а не двойная отрицательная, как в других регионах, где в педагогические вузы идут либо энтузиасты, либо те, кто не смог поступить в другие. Соответственно после окончания таких вузов идут работать по специальности либо энтузиасты (спасибо им еще раз), либо те, кто не способен трудоустроиться в другом месте.
Поэтому, когда мы смотрим на все эти рейтинги, надо понимать, что это осколок зеркала нашего образования.
Можно ли сложить все осколки, не знаю. В идеале рейтинг школ должен выглядеть следующим образом:
© 2021 148