СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок 10. Культура общения
Цель урока: расширять представление о культуре общения.
Задачи:
углублять знания о правилах этикета;
— развивать умение строить позитивные отношения в обществе;
— воспитывать ценностное отношение к себе и другим.
Круг радости
Учитель приветствует учащихся четверостишием:
Мы с вами снова вместе!
Я рада, рады вы.
Приветствуем друг друга
Объятьем дружбы мы. дети в кругу обнимают друг друга.
Разминка
Учитель предлагает учащимся изобразить разные чувства при помощи мимики и жестов. Учащимся раздаются карточки с заданиями:
1. Выразите восхищение подаренным букетом.
2. Изобразите грусть при расставании с друзьями.
З. Покажите радость при встрече с другом.
4. Выразите чувство благодарности.
5. Покажите хорошее настроение.
Задание
Учитель предлагает учащимся прочитать пословицы и объяснить их семьи
• Доброе слово человеку что дождь в засуху.
• Худое слово и сладким медом не запьёшь.
• Слово, сказанное в гневе, — острейший меч.
(Ответы учащихся)
— В пословицах отражен мудрый завет старших поколений: нужно думать о том, как отзовется каждое наше слово. Слово — зеркало души человека.
Рассказ учителя
Учитель пересказывает содержание текста.
Дмитрий Лихачев
Что значит быть культурным человеком
Одно из самых сильных впечатлений моей жизни посещение крестьянской семьи в селе Коле, недалеко от Мурманска. Помню, меня поразила чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приема гостей, который был оказан нам — обычным школьникам. И разговор был степенный, без торопливости, приветливый и обстоятельный, и обед — по заведенному исстари ритуалу. Во всем чувствовалась высокая, веками складывающаяся культура!
Культура обладает драгоценнишим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. Она передается из поколения в поколение — накапливается.
Нередко считают, что культурный человек — это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всёго обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
• Как академик Лихачев раскрывает понятие «культурный человек»?
(Ответы учащихся)
— Каждому важно стремиться быть культурным человеком. Культура человека складывается из культуры общения, поведения, речи,1 мышления.
Размышление над ситуацией
Ученикам предлагается обсудить поведение героев и ответить на вопрось
Ситуация 1. Ерден встретил своего знакомого Ильяса. Ерден обрадовался, хотел рассказать ему о своих успехах в шахматах, но не проронил ни слова. Ильяс все рассказывал и рассказывал о хоккее. А потом увидел своего одноклассника — и вдруг, даже не попрощавшись, ушел. Обидно стало Ердену, и настроение у него испортилось.
• Как нужно правильно закончить разговор с собеседником?
Ситуация 2. Пришел брат с работы веселый, спрашивает у Берика, как дела. А Берик молчит, будто не к нему обращаются. Брат погрустнел. Позвали Берика ужинать раз, второй, а он не идет, опять позвали. Как рукой сняло у бабушки хорошее настроение, сердится она.
• Как нужно поступать, чтобы не обидеть близких?
— Культура общения — это проявление внимания и уважения к человеку, стремление достичь взаимопонимания с ним.
Беседа
Учитель предлагает учащимся обдумать и обсудить следующие вопросы
• Каких жестов следует избегать при общении? (Не рекомендуется: хлопать собеседника по плечу, размахивать руками, теребить одежду, крутить пуговицы, чесать голову и теребить себя за ухо, барабанить пальцем по столу, чихать в пространство.)
• Какие правила общения вы знаете?
(Ответы учащихся)
— Культурный человек придерживается определенных правил при общении с людьми. Запомните их:
Здоровайтесь со всеми.
Обращайтесь к человеку по имени.
• Будьте доброжелательными.
• С уважением относитесь к мнению вашего собеседника.
• Спокойно высказывайте свое мнение.
• Умейте выслушать собеседника.
• Стремитесь к взаимопониманию
Творческая деятельность
— Попробуйте представить себе встречу с незнакомым человеком и описать, как произошла эта встреча, как развивалось общение, о чем шел разговор, чем встреча закончилась.
Домашнее задание
Ученикам предлагается провести наблюдение и описать человека, которого можно назвать культурным. Важно определить характерные в общении.
Особенности культурного человека: как он одевается, говорит, реагирует на просьбы, как сам обращается за помощью, как ведет себя в общественных местах, в коллективе, как трудится, как относится к учению, как соблюдает здоровый образ жизни.
Обобщение
- Культура общения — неотъемлемая часть нашей жизни, ведь человек постоянно находится среди людей: в транспорте, в библиотеке, в кинотеатре, в магазине, в поликлинике. Оттого как каждый из нас взаимодействует с людьми в общественных местах, зависит и наше настроение, и настроение окружающих.
Круг «От сердца к сердцу»
Нам встречи привычные радость приносят,
Прощаясь, увидеться вновь мы спешим.
Общение с другом — великое счастье,
Веление сердца, потребность души.
© 2016, Аккулова Ардак Абаевна 1746