© 2015, Красильникова Светлана Ивановна 565
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
XIX век по праву считают «золотым веком» русской культуры. Именно в это столетие национальная культура русского народа достигла высокой зрелости, получила мировое значение.
Весь XIX в. прошел в России под знаком развития отечественной системы образования. В первые годы столетия на основе Устава учебных заведений 1804 г. была создана государственная система преемственно связанных учебных заведений:
приходские училища (1 год обучения),
уездные училища (2 года),
губернские гимназии (4 года) и университеты (3 года обучения).
Учебные заведения становятся всесословными
В XIX в. новых успехов достигает российская наука. Центрами научной мысли была Академия наук и университеты, в которых и концентрировались основные научные кадры. Уже в начале века возникают научные общества:
Московское общество испытателей природы (1805),
Русское географическое общество (1845),
учреждена Археологическая экспедиция (1829), которая начала собирать и публиковать Полное собрание русских летописей, другие древние акты.
Крупнейшими достижениями российской науки были географические открытия. В 1-й половине XIX в. россиянами было совершено около 40 кругосветных плаваний с участием физиков, биологов, астрономов и др.
Среди известных мореплавотелей И. Крузенштерн, Ю. Лисянского, В. Головнина, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев, Ф. Литке. Ими были открыты сотни островов и целый материк - Антарктида (1820).
В XIX в. русская литература становится одной из ведущих литератур мира. Своими высшими достижениями она выражает передовые идеи века. Творчество русских писателей-классиков одушевляет патриотизм и гуманизм. Литература стала подлинной трибуной для русской мысли.
В начале столетия центральное место в литературе занимают (Карамзин, Жуковский). А.С. Пушкина (1799-1837).
Творчество А.С. Пушкина - яркая страница мировой литературы. Оно раскрыло все богатство национального духа, красоту и богатство русского фольклора. Духовные прозрения и откровения Пушкина поражают и сегодня. Гоголь справедливо назвал Пушкина «явлением чрезвычайным», «единственным явлением русского духа».
Развитие русской литературы принесло углубление творческого использования фольклора. Пушкин создает повесть «Капитанская дочка», в которой использует в роли эпиграфов к главам народные песни, пословицы («Береги честь смолоду»), подчеркивая ими идейный смысл произведения. Он создает свои замечательные сказки, в которых проявилось глубокое понимание социальной сущности фольклора, в частности сатиры народных сказок.
Гений отечественной поэзии М.Ю. Лермонтов (1814-1841) открыл своим творчеством новый этап в развитии русской литературы. Основные настроения его поэзии - романтическое разочарование в действительности, чувство одиночества, презрение к общественной пассивности, к палачам «свободы, гения и славы».
Переход от романтизма к реализму - направление развития творчества Н.В. Гоголя (1809-1852), с появлением которого проза заняла в русской литературе ведущее место.
В XIX в. новых больших высот достигают в России архитектура и изобразительное искусство. Первые десятилетия века стали временем крупных градостроительных мероприятий в стиле классицизма. При этом господствуют формы ампира, архитектура приобретает торжественный характер. Наиболее полно тенденции ампира выразили в своем творчестве А.Н. Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге).
В эпоху Николая I преобладало строительство казарм, складов, госпиталей. Из-за повсеместного распространения «образцовых» проектов архитектура утратила гражданский пафос и классицизм вступает в полосу кризиса.
Во второй половине XIX в. архитектура теряет ведущее эстетическое значение, но упорно разрабатывает новую технологию, осваивает новые стройматериалы (напр. металлические конструкции). Широко ведется строительство промышленных, финансовых, транспортных сооружений - фабрик, банков, вокзалов, гостиниц.
В живописи начала XIX столетия традиции классицизма вступают в конфликт с развивающимся романтизмом. Это особенно проявилось в жанре портрета (работы О.А. Кипренского, В.А. Тропинина). Виднейшим представителем романтизма в русской живописи стал великий художник К.П. Брюллов («Последний день Помпеи», 1833 г.).
Пореформенный период русской живописи отмечен прежде всего творчеством художников-передвижников (Товарищество передвижных выставок, основанное в 1870 г.).
Образы, рожденные в фольклоре, ввел в исторический жанр певец Древней Руси В.М. Васнецов («Богатыри» и др.).
Именно в XIX в. в ансамблях русских городов видное место заняла монументальная скульптура (памятники в Петербурге и Москве).
Во второй половине XIX в. развивались малые формы скульптуры, сложился тип станковой статуи, предназначенной для выставки и музея (бронзовая статуя Ивана Грозного работы М.М. Антокольского, 1871 г., и др.).
XIX столетие стало столетием успешного развития русского театра. Игра трагедийных актеров начала века А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой потрясала зрителей подлинным трагизмом и силой страсти. Над театрами был установлен строгий правительственный контроль. В 1826 г. они были подчинены ведению Министерства двора. Государственная монополия на театры просуществовала до 1882 г. Лучшие произведения русской и зарубежной драматургии проникали на сцену с большим трудом. «Горе от ума» А.С. Грибоедова, написанное в 1824 г., было поставлено лишь в 1831 г., пушкинский «Борис Годунов», сочиненный в 1825 г., был поставлен лишь в 1866 г.
Центральное место среди русских драматических театров играл Малый театр.
В XIX в. окончательно сложилась русская композиторская школа, позволившая добиться высочайших результатов российской музыке. Начало века - эпоха господства романтизма (крупнейший представитель - А.Н. Верстовский).
В 30-40-е годы эпоху расцвета русской музыки открывает творчество М.И. Глинки. В своей музыке Глинка отразил разнообразные стороны отечественной действительности. Две оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) поражают и сегодня силой образов, величием замысла.
Эпоха великих реформ принесла много изменений и в мир музыки, ломая его придворно-сословный характер. Широко развернулась концертная деятельность, развивалось профессиональное музыкальное образование, возникло Русское музыкальное общество (1859). Открытие Петербургской (1862) и Московской (1866) консерваторий, Бесплатной музыкальной школы в Петербурге сыграло огромную роль в подготовке музыкальных кадров России.
Радикальные идеи 1860-х гг. нашли отражение и в музыке, благодаря творчеству группы молодых русских композиторов, получивших наименование «Могучая кучка». В эту группу входили А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Их признанным лидером был М.А. Балакирев (1836-1910).
Вершиной русской музыки XIX в. стало творчество П.И. Чайковского. Оперы Чайковского «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890), балет «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892) стали выдающимися достижения мировой музыкальной культуры.
© 2015, Красильникова Светлана Ивановна 565