СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический аукцион

Нажмите, чтобы узнать подробности

За несколько дней до проведения аукциона инициативная группа, состоящая из учащихся, выпускает бюллетень «Знаешь ли ты свой язык?»

Ведущий – учитель русского языка.

Участники – учащиеся V–VIII классов.

Счётная комиссия – несколько учащихся.

Ведущий. Добрый день, дорогие гости. Приветствую вас на нашем аукционе. Напоминаю, что аукцион – это публичная распродажа. Поку­пателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Прошу об­ратить внимание на то, что аукцион – лингвистический. На продажу будут выставлены вопросы по русскому языку. А покупать вы их будете за «умы». «Умов» сегодня у каждого по пять. В течение игры вы сможе­те как увеличить свой «ум», так и стать банкротом. Я называю вопрос, если вы решаете отвечать, то называете цену (1–2 «ума»), и тогда право ответа остаётся за вами. Если ответ правильный, вы получаете дополни­тельный «ум» к ставке, которую сделали. Если вы ошиблись – не отча­ивайтесь: вы узнаете много нового и проверите свои знания.

Лот № 1

Послушайте легенду.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошёл на базар и принёс… язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» – спросил Ксанф. «Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» – «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь», – сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс…

– Что принёс Эзоп?

– Прав ли был Эзоп?

(Да, он был прав: язык может быть и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире. Язык даёт нам возможность понимать друг друга. С помощью языка писатели, поэты создают свои прекрасные произведения… Но словом же можно, как писал Л. Н. Толстой, служить вражде и ненависти.)

Лот № 2

Каково происхождение названий: голубой, оранжевый, лиловый, фио­летовый, коричневый?

(Голубой получил своё название от цвета оперения шейки голубя. Оранже­вый – от цвета апельсина (франц. оrangе). Лиловый получил название от сирени (lilos «сирень»). Фиолетовый – цвет фиалки (лат. viola «фиалка»). Коричневый цвет получил своё название от цвета корицы, а слово корица, в свою очередь, образовалось от слова кора.)

Лот № 3

Почему мы говорим: прочитать от доски до доски?

(У старинных книг были деревянные обложки, украшенные золотом и драгоцен­ными камнями.)

Лот № 4

Что значат названия дней недели?

(Названия дней недели почти все пришли к нам из славянских языков. Слово воскресение образовано от крѣсити «воскрешать», производного от крѣсъ «оживление, здоровье». В общеславянском языке этот день назывался неделей, что значило день отдыха: не делати). Понедельник – образовано на базе формы по недѣле (значит: после недели, т.е. воскресения). Вторник – буквально: второй день. Среда – середина, т.е. день, который находится в середине недели. Четверг – от общеславянского чьтвьргъ; означает «четвёртый день». Пятница – от общеславянского пять – пятый», т.е. пятый день. Слово суббота заимствовано из старославянского, в котором восходит к греческому sabbaton, в свою очередь заимствованному из древнееврейского; корень тот же, что и в слове шабаш – «отдых, конец работы».)

Лот № 5

Почему буква а имеет такое начертание?

(В наших буквах трудно узнать рисунки, изображающие ту или иную вещь. Из страны в страну путешествовали буквы, прежде чем они попали к нам. Буквы впервые появились у восточного народа гиксов. Они рисовали морду быка, который на их языке назывался «алеф». Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова «алеф». Наша буква А – это упрощённое изображение головы быка, повернутое рогами вниз.)

Лот № 6

Объясните значение иноязычных элементов слов: авто-, агро-, био-, гео-, графо-, микро-, скоп-, цирк-, анти-, ин-.

(При ответе можно пользоваться словарями.)

Лот № 7

За две минуты запишите пять слов, в которых больше будет звуков, чем букв, и пять слов, в которых больше будет букв, чем звуков.

(Яма, Яша, ёлка, яр, вьёт.)

(Лестница, масса, терраса, помощь, рожь.)

Лот № 8

Определите значение фразеологизмов: хватать верхи (иметь неглубокие знания); душа нараспашку (открытый человек); дело в шляпе (всё в порядке); вбить в голову (внушить); ударить по рукам (заключить сделку); шито белыми нитками (плохо скрыто); молоко на губах не обсохло (молодой ещё); играть в бирюльки (заниматься пустяками).

Лот № 9

Закончите фразеологизмы: дрожит… (как осиновый лист); надулся… (как мышь на крупу); катается… (как сыр в масле); втирать… (очки); кривить… (душой); кануть … (в Лету).

Лот № 10

Расставьте ударение: брала, звонит, отдали, отдала, приняли, приняла, взяли, взяло, взяла.

Лот № 11

Кто составил старославянскую азбуку?

(Старославянская азбука была составлена Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей.)

Лот № 12

Назовите пять фразеологизмов, пришедших из русских народных ска­зок.

(По щучьему велению; кощей бессмертный; за тридевять земель; битый неби­того везёт; молочные реки, кисельные берега.)

Лот № 13

Разгадайте шарады:

1. Первое – нота, второе – игра, а целое встречается у столяра.

(Долото.)

2. Когда нас первое терзает и томит,

Тогда второе с радостью мы гложем,

А целое и гладко, и блестит,

Его и ощутить мы можем.

(Гладкость).

Ведущий.

В книгах – своя глубина.

Кто доберётся до дна,

Тот и получит в награду

Слов драгоценные клады.

Счётная комиссия подсчитывает «умы» игроков.

Награждение победителей.

Источник: Петрова О. А. Лингвистический аукцион // Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 9. – С. 28–30.

Категория: Русский язык
08.07.2017 21:06


© 2017 590

Рекомендуем курсы ПК и ПП