СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. М. Пришвин. «Пишу – значит люблю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Михаил Михайлович Пришвин

(23 января [4 февраля] 1873, село Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская Империя –

16 января 1954, Москва, РСФСР, СССР )

«Кладовая солнца»

Вся жизнь Пришвина – путь к художественному слову, к радости бытия, к счастью. Этот путь был сложным и противоречивым, отражал жизнь и влияние века, но всегда оставался самостоятельным, насыщенным раздумьями о природе и человеке.

Наш земляк стал первым писателем, который поднял в своём творчестве экологическую тему. Все мы помним живые, проникновенные произведения М. М. Пришвина, посвящённые родной природе, совершенно по-новому открывающие нам удивительную жизнь растений и животных, населяющих наш край, – «Золотой луг», «Родники Берендея», «Журавлиная родина», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая солнца».

Писатель утверждал, что человек как разумное существо, обладающее к тому же нравственным чувством, должен не просто брать у природы её богатства, но и хранить их для будущих поколений, воспитывая тем самым гуманное отношение к этому неповторимому миру.

Ничто не могло помешать Пришвину в борьбе за радость и смысл жизни, открытые ему как дар. Поразительная способность удивления, больше того, восхищения перед, казалось бы, обыденными явлениями природы и людского быта, умение в обыкновенном «открывать небывалое» – эти черты были характерны для Пришвина с детства и до глубокой старости.

Но радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам их смысл и красоту – всё это не было дано от рождения, а создано нравственной волей этого человека, его убеждённостью в добре жизни.

«Из одиночества в люди»

Его трудный путь «из одиночества в люди» пролегал через острое детское чувство собственной исключительности и обиду на непонимание окружающих; через неудавшуюся юношескую любовь и обретение наконец-то своего «жизненного дела» – литературного творчества. «Я буду писать о той радости жизни, какая бывает последствием трагедии», – говорил Пришвин. Он с детства усвоил то интуитивное чувство прекрасного, которым впоследствии было пронизано всё его творчество. «Мое чувство родины, – говорил Пришвин, – исходит от слова, которое унаследовал я через мать мою от русского народа, – это наследство и есть моя родина».

Пришвин далеко не сразу почувствовал и понял в себе силу таланта. Его путь в литературу был сложным и тернистым, призвание художника слова раскрывалось постепенно, встречая на своём пути множество препятствий. Но даже те десятилетия, которые предшествовали его писательской деятельности, не прошли для него даром. Тем более что Пришвин – автор, быть может, наиболее «личный» и индивидуальный, а все его произведения, продолжая друг друга, представляют собой как бы единый автобиографический роман.

Ещё до начала писательства Пришвин серьёзно занимался наукой, путешествовал, был избран почётным членом Императорского географического общества. Работая на опытных станциях после окончания агрономического отделения философского факультета Лейпцигского университета, он написал работу по сельскому хозяйству. Позже, когда Пришвин стал создавать очерки и рассказы о природе, в них сохранились точность и лаконизм его первых научных публикаций.

Михаил Михайлович верил, что размышления над собственными переживаниями найдут эмоциональный отклик у другого человека, ищущего ответы на вечные вопросы бытия. И не случайно он постоянно искал и находил «своего» читателя-друга.

Великая охота к жизни

Вспоминая впоследствии начало своего писательства, Пришвин говорил: «…как я мал был, когда оторвался от всего… цеплялся за росяной куст, за солнечный луч… я жил, получая кровь от матери-земли… В новой радости своей я прежде всего почувствовал выход в безграничную ширь и готовность служить… до последнего своего издыхания, не обойдя вниманием ни одного друга своего и даже ни одной травинки, ни одного колоска, ни пташки певчей, ни зверюшки. Весь мир моей родины в безграничном, неведомом мне пространстве заиграл во мне, зазвенел, зацветился, засиял…»

Вот об этой новой открытой для себя стране великой радости Пришвин стал писать и открывать её читателям, сообщая всему живому лицо. Этот свой художественный метод он назовёт «родственным вниманием». Отсюда родилась основная пришвинская тема, которую принято называть праздником природы и понимать как великое желание (охоту) к жизни. Так соединились у Пришвина любовь, родина, писательство. Любовь к родине повела его по пути странничества – он стал писать о природе и через неё о человеке.

М. М. Пришвина считают создателем особого литературного жанра – «путевого очерка». Однако для самого писателя странствия имели не только узкое научное, этнографическое или краеведческое значение. Они создавали основу для оригинальной и глубокой духовно-нравственной, этической концепции: «Путешествие ценно не так тем, что оно обогащает человека новым знанием, как тем, что открывает глаза на близкое. «Когда много ходишь, – пишет Пришвин, – пространство становится эфирным… и всё вокруг становится, как будто слушаешь сказку мира: в некотором царстве, в некотором государстве…» Так он видел мир с того момента, как взялся за перо, когда понял необходимость целостной жизни на земле: «Нужно посмотреть на вещь своим глазом и как будто встретился с нею первый раз, пробил скорлупу интеллекта и просунул свой носик в мир. Это узнаёт художник, и первые слова его – сказка».

Постижение жизни в простом единстве возможно для сознания как святого, так и ребёнка. Писатель был полностью захвачен идеей о способности детского удивления как источнике познания и творчества: «Сохранённое в себе дитя – вот мировой капитал человечества. Гениальный поэт в существе своём ребёнок… Удивление покидает мир… Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернётся удивление». Недаром свою задачу в искусстве Пришвин видел в стремлении «создать сказку в земном пространстве… чтобы жизненный случай действовал как перо Жар-птицы». Такая сказка рождается из фактов реальной действительности и не требует выдумки.

Мысль о человеке

О чём бы ни писал Пришвин, за каждой строчкой его произведений, написанных, казалось бы, исключительно о природе и животных, скрывается в то же время мысль о самом человеке – носителе богатейшего внутреннего мира. Поэтому, написав так много талантливых рассказов и очерков о живой природе, Пришвин говорил всё же, что главное для него «искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, – пояснял он, – и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу», ведь «и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек даёт свой образ и смысл».

В последние годы жизни, работая над романом «Осударева дорога», Пришвин окончательно осознаёт высшую закономерность бытия природы и человека. Следуя пушкинской традиции, он видит её в непрерывной цепи рождений и смертей, поступательном гармоническом движении вперёд: «Встречал на лавочке зарю наступающего дня, и «равнодушная природа» охватила наш человеческий мир… Долго смотрел я туда, и душа моя, расширяясь, восходила, как на гору, и внизу открывался человеческий муравейник. Это не равнодушие, а большой широкий путь человека». Сам Пришвин знает, как трагична жизнь, но до конца верит в смысл и радость бытия. Поэтому единственным своим долгом он считает поддерживать в себе и в людях веру в положительные начала жизни, вечные человеческие ценности – добро, красоту, любовь: «Я думаю, если это только по силам, сохранить чувство гармонии и преподать его даже в последнем стоне своём как возможность, как поддержку…»

Эти полные любви к людям пришвинские строки глубоко и верно выражают самую суть его дарования, раскрывают одну из главнейших черт его характера. К концу жизни писатель дополнил их крылатой фразой: «Пишу – значит люблю».

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/pishu-%E2%80%93-znachit-ljublju

Категория: Всем учителям
01.08.2016 23:30


© 2016 1278

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!