СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ «Абрамовская СОШ»
Выполнил: Миронов Ю.Е.
Учитель истории и обществознания
I категории
Моя педагогическая концепция
«Использование современных тестовых технологий в сочетании с элементами игры и проблемного обучения на уроках истории и обществознания»
с. Абрамово, 2013г.
Актуальность и значимость тестовой технологии в современной школе.
В настоящее время перед школьным образованием стоит цель, которая отражена в Стандартах второго поколения: подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами:
1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их в практической деятельности;
2) критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;
3) самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;
4) грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т.д.);
5) быть коммуникабельным, уметь работать в различных группах. Всё это должна дать школа, и современный учитель должен строить процесс обучения исходя из вышеперечисленных требований.
Но оценить деятельность ученика, используя классическую систему оценки знаний, умений и навыков становится все труднее и труднее. В подобных случаях учителя стараются применить более гибкую систему оценивания, используя различные способы оценки учебных показателей учащихся. Это может быть программируемый контроль, фронтальный опрос, коллективное решение качественных задач, самостоятельная работа, диктант, написание конспекта, выполнение домашнего задания, взаимоконтроль, самоконтроль, контрольная работа, зачет по теме и т.д. Наибольшую актуальность в последнее время приобрели тестовые технологии, поскольку именно они применяются в период государственной итоговой аттестации и позволяет выпускнику показать свои знания, умения и навыки.
В моей педагогической концепции мне хотелось бы раскрыть значимость использования тестовых технологий на уроках и её сочетаемость с другими технологиями, в частности, игровыми технологиями и технологией проблемного обучения, как одного из вариантов успешного обучения учащихся в современной школе.
Слово «Тест» происходит от английского слова «test» — проба, испытание, опыт. Для психолого-педагогической области существует несколько определений понятия «тест». Эти определения близки между собой и рассматривают тест как проверку, испытание. Тест — это стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. С их помощью определяют уровень умственного развития (интеллектуальный коэффициент) и степень одаренности в самых разнообразных областях деятельности. Помимо понятия теста необходимо указать еще несколько понятий, которые тесно с ним связаны: тестовое задание и тестовая технология. Тестовое задание – тестовая единица, в совокупности которой состоит тест. Тестовые задания можно классифицировать по уровню сложности и по форме вариантов ответов.
Слово «технология» происходит от двух греческих слов: techne - «искусств», «ремесло», «мастерство», и logos - «понятие», «учение», «наука». Раньше это понятие употреблялось применительно только к техническому мастерству, позволяющему так построить систему действий, чтобы достигалась наибольшая эффективность. В наши дни понятие «технология» стало широко использоваться и в образовательной сфере. Сама технология теста возникла давно в Западной Европе приблизительно в 18 веке и использовалась как способ оценивания знаний после окончания среднего учебного заведения. В России она была использована как способ оценивания качества знаний в современной школе, после начала сотрудничества с европейской системой образования.
Любая технология, как понятие, включает в себя два уровня – теорию и практику. Цель данной технологии - реализация индивидуального подхода к обучению и контролю знаний и применение системного подхода к организации учебного процесса, широкое использование технических средств. Сегодня учитель может использовать 2 вида тестовых технологий: 1) Дидактическая технология – тестирование идёт с применением дидактического материала, который учитель целенаправленно готовит для внутреннего контроля в качестве обобщающего повторения, проблемной ситуации; 2) Технология – онлайн – использование тестовых заданий через ИКТ и компьютер (в процессе обучения) в сочетании с игровой технологией, а также с технологией проблемного обучения.
Не смотря на популярность данной технологии, существуют много дискуссий относительно её недостатков и преимуществ:
Недостатки: во-первых, затруднена проверка глубинного понимания материала, отсутствие творческого подхода в процессе обучения, хотя он возможен при умелом сочетании педагогом на уроке тестовой технологии с игровой. Во-вторых, невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания. Но несмотря на эти недостатки, учитель в сочетании с другими технологиями может добиться большего результата.
Преимущества: Во-первых, данная технология в своей сочетаемости с другими образовательными технологиями обеспечивает объективность контроля, исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки). Во-вторых, легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя. В-третьих, развивается логическое мышление учащихся, внимательность. В-четвёртых, создают проблемную ситуацию и помогают ребёнку её разрешить, если он имеет навык её разрешения и достаточный запас знаний теоретического материала.
Теоретический и практический опыт сочетаемости тестовой технологии с технологией игрового обучения и проблемного обучения
Как было сказано выше, результативность использования тестовой технологии возрастает при её сочетании с другими технологиями. В данной педагогической концепции хотелось бы выделить успешность взаимодействия данной технологии с технологией игровой и проблемного обучения на уроках истории и обществознания.
Так, в среднем звене (5-9 классах) сочетание данной технологии с технологией игры (авторы Б.П.Никитин, А.Анисимов) особенно полезно. Игра – это проявление желания действовать. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая, воспитательная, коррекционно-развивающая,психотехническая,коммуникативная,развлекательная,релаксационная. Надо, сказать, что использование этой технологии весьма полезно и по психологическим причинам. Дети, которые перешли в среднее звено ещё тяжело осваивают большой теоретический объём знаний и поэтому игра как бы смягчает, улучшает интересный образовательный процесс.
История
Образец сочетания технологий в 5 классе на обобщающем уроке: «Государство Древний Египет».
Учитель делит весь класс на группы – команды. Каждая команда имеет своего капитана, который будет контролировать деятельность группы, взаимодействие и коммуникацию всех членов группы, а в конце осуществит в группе рефлексию. Учитель ориентирует команды на необходимость быстрого и качественного выполнения заданий, которые он выдаёт (соревновательный момент с существующим результатом – главное условие игровой технологии). Задания (тестовые, проблемные) могут даваться группам как дидактический материал, и при этом группы работают самостоятельно, а может использоваться в режиме «презентационного экрана» для всех групп сразу, и они соревнуются, выполняя различные тестовые задания. Например:
Образец 1
А) Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земельных насыпей, необходимых для __________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - ___________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ___________.
Б) Египетская книга хранилась в свёрнутом виде, как ______________. Текст писали ____________ чернилами, а новый абзац начинали __________ краской. Египтяне писали специальными значками - ______________.
Образец 2
2. Найдите лишнее слово (указать лишнее слово и объяснить, почему выбрали)
А) фараон, вельможи, писцы, жрецы, рабы
Б) пехотинцы, лучники, конница, рабы
В) колесница, дротики, стрелы, мечи, копья
Г) Тутмос III, Рамсес II, Тутанхамон
Д) Геб, Нут, Амон-Ра, Сет, Гор.
В конце урока идёт подсчёт правильных ответов каждой команды в целом и каждого участника команды в отдельности (анализ работы капитаном), и только после этого учитель сообщает, что учащиеся успешно повторили весь материал и заслуживают положительной отметки.
Итак, данное сочетание технологий особенно успешно применять на повторительно-обобщающих уроках, а отдельные элементы на уроках изучения нового материала. Результативность такого урока всегда высокая: во – первых, учащиеся знакомятся с различными видами тестовых заданий, во-вторых, повторяют в интересной форме весь изученный материал и уходят с урока позитивно расположенными, поскольку учитель поощрил их работу и явно создал мотивационную базу для будущего урока.
На уроках в старших классах (9-11 класс) преимущество отдается сочетанию тестовой технологии с технологией проблемного обучения (проблемного диалога, автор - Дж. Дьюи). Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения, пропуская через себя весь материал и активно запоминая его.
Такое сочетание технологий целесообразнее применять на уроках обществознания, где легче создать проблемную ситуацию, развить дискуссию.
Обществознание
Образец сочетания технологий в 10 классе на уроке изучения нового материала: «Типы социального взаимодействия».
Учитель начинает объяснение нового материала, читая пример социального взаимодействия: (Н-р: Полицейский спросил у прохожего, который час. Тот ответил ему – половина девятого. Полицейский поблагодарил его). Далее учитель предлагает обучающимся проблемный вопрос: «Как может называться такое социальное явление?» В процессе дискуссии обучающиеся постепенно приходят к правильному ответу и формулируют тему урока «Социальное взаимодействие». Далее учитель выводит на экран тестовые вопросы для всего класса со следующим заданием:
Образец 1
А) Гражданин К., попросил взаймы у гражданки Т., в долг.
Б) Пошёл дождь, и все раскрыли зонтики. (дети выбирают лишнее)
В) Гражданка Г., заплатила продавцу за покупку и поблагодарила его.
Учитель просит обосновать ребят свой выбор. Обучающиеся приходят к выводу, что вариант Б – пример социального действия, а не взаимодействия. Далее учитель просит назвать отличия двух этих понятий. Они указывают признак, присущий взаимодействию: обязательное наличие двух или более собеседников, которые имеет общий интерес или тему.
Учитель вводит новое понятие «формы взаимодействия» и предлагает обучающимся решить несколько тестовых проблемных вопросов.
Образец 3
2) Разговор двух учащихся об одинаковом испытании при поступлении обоих в приборостроительный колледж;
3) Ссора между одноклассниками;
4) Извержение вулкана, во время геологической экскурсии
Ребята приходят к выводу, что форм взаимодействия бывает четыре: паника, кооперация, конкуренция и конфликт. После этого учитель может предложить им потренироваться (тестовые задания) в определении форм взаимодействия. А после развивает дискуссию, разделив ребят на 4 группы – «Какая форма взаимодействия лучше?» Учащиеся защищают свою точку зрения (форму взаимодействия, приводя доводы и аргументы). В конце урока они приходят к ответу, что все формы взаимодействия в разных жизненных ситуациях по своему полезны и необходимы для общества, имея свои плюсы и минусы.
Диагностика эффективности используемых технологий
Важным условием продуктивности любой работы является диагностика. Положительность динамики можно достичь только в том случае, когда в использовании технологий будет прослеживаться системность, а не работа от случая к случаю. Для осуществления диагностики и отслеживания результативности использования современных указанных выше технологий возможно применение следующих методов:
Среди критериев эффективности можно назвать:
1) отслеживание качества знаний учащихся на всем протяжении использования технологий. Успешные и стабильные результаты итоговой аттестации.
2) Характер мотивации учащихся который, наблюдается на достаточно высоком уровне, так в среднем звене учащиеся позитивно заинтересованы в своих как личных результатах, так и при групповой работе результатом своей группы. Объектом мотивации является отметка учащегося. В старшем звене наблюдается ещё больший рост мотивации при использовании данной технологии, так как основой мотивации является ещё и свой уровень теоретических и практических умений для поступления в высшие учебные заведения.
3) Характер деятельности учащихся прослеживается непосредственно при проведении учебного занятия, когда ребята вовлечены в процесс обучения.
За время работы с данными технологиями, у меня накопился определённый опыт по использованию этих технологий в отдельности, так и в сочетании их. Транслируемость данного опыта осуществляется через открытые уроки, на уровне школы и района, выступлениях на семинарах и педсоветах.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод - познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу развития воли, внимания, памяти, воображения, мышления, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Эффективным средством обучения и развития является организация учебных исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное. Достойное сочетание трёх технологий позволяет учащимся грамотно запоминать изучаемый материал, находить выход из проблемной ситуации, активно вовлекаться в образовательный процесс и приобретать коммуникативный навык. А учителю - формировать УУД.
© 2017, Миронов Юрий Евгеньевич 405