СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учительницу, мою подругу, во время урока вызвала к себе завуч. По рабочей необходимости. Вернувшись, она увидела, что одна из учениц, выйдя из класса, говорит по телефону. Ну, ничего особенного, сама же частично виновата - оставила класс. Попросила шестиклассницу быстро в класс войти, а та, ей в ответ, пальчиком этак грозит и отворачиваясь, продолжает разговор. Вы, мол, подождите, тут у меня беседа куда серьезнее.
Ещё случай. Знакомая, классный руководитель, предлагает посетить музей краеведческий. Экспонаты там знатные, действительно заслуживают внимания. Доводы приводит, а в ответ слышит от учеников:
- Мы тут обсудили, нам это неинтересно.
У них есть мнение, имеют право.
Или вот ещё. Сегодня прочитала у педагога. Волнуется о том, как ученик сдавать будет, занятия не посещал. А он ей передает через друзей: "Пусть расслабится".
"Нельзя нынче авторитарно", - кричат нам психологи образования.
Все больше сторонников либерального, демократичного подхода к образованию. Есть целые альтернативные школы. Оказывается, обращаться к учителю можно так, как удобно, хошь - по отчеству, хошь - без. И сидеть можно и под столом и на столе, на полу и на подоконнике, можно спорить и честно говорить, что нравится, а что нет, можно задавать неудобные вопросы или давать глупые ответы.
У меня много знакомых учителей в общеобразовательных школах. И как раз чрезмерный либерализм учеников, неуважение к учителю становится основной причиной проблем.
Конечно, уважение надо заслужить. Оно к диплому не прилагается.
Но вот вопрос. А научен ли ребенок уважению в семье? Ведь для того, чтобы уважать, надо хотя бы представлять - что это.
Тёплые, уважительные, близкие отношения между учителем и детьми служат дополнительной мотивацией к учёбе. Это факт. И если ребенок способен на это, быть с ним в таких отношениях учителю и отрада, и выгода. Учитель и рад бы, но.
Как быть с теми детьми, кто в семье был царьком? Это он руководил процессом, ну или все кругом делали вид, что прислушиваются к его мнению, что ценят и превозносят его. Что он - главный.
В начальной школе такие дети начинают настойчиво предлагать учителю ход урока, отказываться от заданий, жалуются на всевозможные недуги, "затыкают" одноклассников и часто дерутся, доказывая свою правоту.
Как тут не ограничивать? Не перечислять ему правила поведения, наказания за неподчинение? Ему с детства показывали, что он имеет право на собственное мнение и оно станет центральным. И вдруг, оказывается, все не так. Другой модели ребёнок не видел. Уважению к мнению других не научен. Эгоизм зашкаливает.
Педагогу очень трудно. Приходится действовать ох как авторитарно. Ребенок настраивается на учителя негативно. Потому что иначе не-воз-мож-но.
И нельзя помочь тому, кто вам не доверяет, кто вас недолюбливает. Способность и мотивация у детей к учёбе падает, ведь чаще всего мотивация основана на привязанности, особенно в школе начальной.
Вот стоит учителю на уроке начальных классов сделать что-то «неположенное для учителя» ( по мнению детей), и дети превращаются в лошадок, которым вдруг сняли шоры с глаз — внутренних границ нет. Нельзя "альтернативничать", опасно.
В старшей школе тоже сложно. Конечно есть уже уважаемая взрослыми учениками власть, социальная роль учителя. Подростки рады переходу в неформальные отношения, они мечтают об этом. Но ведь это целый класс. Тонкую грань между панибратством и уважением даже с одним подростком найти нелегко, а когда они такие разные, тем более.
Авторитарным быть легче. «Моё дело учить, а не воспитывать и решать их проблемы» — фраза, которую мы слышим довольно часто от сегодняшних учителей.
Почему? Они ли виноваты? А почему только они?
Замечено давно, что и в обществе нашем российском не все гладко с уважением людей друг к другу. В организациях, учреждениях. А школа - лишь срез общества.
И я всегда ищу эту тонкую грань в отношениях с учениками.
Мне кажется, что как только мы признаём, что отношения, построенные на взаимном уважении, - это как раз первичные условия, базовые вещи не только в школах, а вообще в обществе, общий уровень нашей жизни, работы и образования серьёзно изменится.
И учителя станут демократичнее, и дети - более счастливыми и успешными.
Кстати, насчёт музея, о котором говорила вначале.
- Мы тут обсудили, нам это неинтересно, - пошептавшись, сказали ученики.
Ответ классного руководителя был прост:
- А я вас не спрашиваю, я говорю - идут все.
Сходили. Дети в восторге.
© 2022, Мальцева Алла Владимировна 186