© 2016 2183
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Существенную роль в поэзии может играть даже написание, даже графический облик слова. Подчас это создаёт немалые трудности для издателей.
Очень строго относился к тому, как печатаются его стихотворения, Александр Блок. Для него существовала, например, огромная разница между словами жёлтый и жолтый: в его поэзии первое слово просто передаёт цвет («Жёлтые полоски вечерних фонарей.»), второе же нагружено дополнительными, причём отрицательными смыслами и оттенками. И если в первой строке стихотворения «Фабрика» Блок пишет: «В соседнем доме окна жолты.», – то для нас это знак, что дом этот – отталкивающий, неприятный, в нём происходит что-то неблагородное, недостойное человека. Жолтый для Блока – цвет враждебный, цвет сытости, самодовольства, пошлости («.И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели» – это последние строчки стихотворения «Фабрика»).
Точно так же существовали для Блока и разные метели: мятель ранних стихов и метель – более поздних. Интересно, что эти два слова мы найдём в Словаре Даля: метель – «ветер, вихорь со снегом» – от глагола месть (мести) и мятель – «вьюга» – от глагола мясти: «приводить в смущение, мутить, смущать; тревожить, беспокоить». И ряды родственных слов получаются разные: метель – мести, метла; мятель – мятеж, мятежный, сумятица. Блок не мог допустить, чтобы те оттенки смысла, которые передаются с помощью различного написания слов, не были отражены в печатном тексте, – и издателям пришлось смириться. До сих пор в книгах Блока вы встретите написания жолтый, мятель, которые противоречат современным правилам орфографии. «Всякая моя грамматическая оплошность в стихах не случайна, за ней скрывается то, чем я внутренне не могу пожертвовать», – писал А. А. Блок.
Источник: «Русский язык в школе». – 1996. – № 5.
© 2016 2183