СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уроки русского языка в 11-м классе
Уроки 6–7
Обращение. Однородные члены предложения. (Знаки препинания и художественная функция в тексте.) Понятие об экспрессивном синтаксисе
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа с текстом.
Чистое мое, светлое мое, золото певучее, обещание, мечта, зов дальний! Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь! Тихая, а смеешься, кричишь, поешь; покорная – изумляешь, дразнишь, заманиваешь; малая, а в тебе народы без числа… захочешь – вскружишь голову, запутаешь, завертишь, затуманишь, слезы вспузырятся, дыхание захолонет, вся-то душа, как полотно на ветру, взволнуется, волнами восстанет, крылами взмахнет! А то чувство какое бессловесное в груди ворочается, стучит кулаками в двери, в стены: «Задыхаюся! Выпусти!» – а как его, голое-то, шершавое, выпустишь? Какими словами оденешь? Нет у нас слов, не знаем! Как все равно у зверя дикого, али у слеповрана, али русалки – нет слов, мык один!
(Т.Толстая. Кысь).
– Пунктуационное чтение (проверка знаков препинания). – Является ли обращение, открывающее текст, риторическим? Приведите аргументы. – Поможет ли это утверждение определить адресата, которому посвящен столь страстный монолог?(Риторическое обращение обозначает не реального собеседника, а предмет художественного изображения, чаще – неодушевленный.) Назовите его. (Книга.) – Какие лексико-синтаксические особенности делают данную фигуру наиболее выразительной, задающей эмоциональный тон и композиционный строй всего текста? (Перечислительная, восклицательная интонация, инверсия, повторы, метафора, словесные ряды, построенные по принципу синтаксического параллелизма, нанизывания однородных членов.)
Для справок
Словесный ряд – это элемент композиции художественного текста. В словесный ряд входят единицы, объединенные какими-либо общими признаками, например, значением, принадлежностью к архаизмам или неологизмам, просторечию или книжной лексике и т.п. Словесные ряды могут быть выделены по различным признакам… Определение словесный в выражении словесный ряд употребляется в широком смысле. В качестве слагаемых, компонентов словесного ряда могут выступать не только слова, но и словосочетания, различные по синтаксической модели, тропы, фигуры, а также, по мнению академика В.В. Виноградова, разные формы и типы речи. Словесные ряды в композиции художественного произведения вступают в сложное взаимодействие. Возможны их чередование, взаимопроникновение, параллельное развертывание, преобразование одного в другой. Словесные ряды, как правило, бывают прерывными, т.е. между составляющими могут располагаться другие единицы текста ([2], с. 236–245).
(На примере анализа отрывка из книги Т.Толстой «Кысь» можно построить отдельный урок – исследование роли словесных рядов в композиции и идейном содержании художественного текста.)
– Монолог героя о книге необычайно выразителен. Яркое, богатое эмоционально-смысловое наполнение достигается прежде всего многообразными синтаксическими средствами языка. Перед нами ярчайший пример текста с экспрессивным синтаксисом.
Экспрессивный (лат. expressio – «выразительность») – выразительный.
– Какие стилистические фигуры, кроме риторического обращения и инверсий, встречаются в данном отрывке? (Риторический вопрос, риторическое восклицание, сравнения, ряды однородных членов.) – Какую роль в идейном содержании (в понимании основного смысла) играют однородные члены предложения? (Изображение индивидуальных особенностей мышления, эмоционального восприятия речи и др. создает образ персонажа, произносящего монолог.) – Объясните смысловые различия при постановке тире:
...покорная – изумляешь...… (противопоставление); ...…захочешь – вскружишь голову (причинно-следственные отношения).
Необходимо обратить внимание на способ выражения однородных членов: чаще всего – это глаголы, придающие особый динамизм, усиливающие эмоциональную напряженность, взволнованность речи. При этом образуется смысловая градация, подчеркиваемая зависимыми словами при однородных членах.
Градация (лат. gradatio – «постепенное повышение», gradus – «ступень») – стилистический приемрасположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.
– Выделите окончание, определите и обозначьте спряжение у всех глаголов во 2-м лице. – Найдите слова, формы и выражения с эмоционально-экспрессивной окраской, определите их стилистическую принадлежность (просторечные слова, формы и выражения: без числа (много), а то,али (или), вспузырятся, захолонет, взволнуется, крылами, задыхаюся, как все равно (как будто); окказионализмы (индивидуально-авторские слова): слеповран, мык (мычание). – Как проделанная работа позволяет охарактеризовать личность персонажа? (Пылкий, впечатлительный, восприимчивый по натуре, герой недостаточно образован, но интуитивно тянется к знаниям, чувствует магическую силу художественного слова, его непреходящую ценность и роль в жизни людей: «…...нет у нас слов...…»). – Чем объясняет сам говорящий свое столь трепетное отношение к книге? Найдите ответ в тексте(книга превращает зверя дикого, слеповрана бессловесного в человека). – Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова бессловесный. – В тексте слово один повторяется дважды. Определите его частеречную принадлежность и художественную функцию в тексте.(Ты) одна (не обманешь); (мык) один – выделительно-ограничительное значение, близость к частице только.) – Какова изначальная лексико-грамматическая отнесенность слова один? Почему такой переход – из числительного в частицы – возможен? (Помещение в определенный контекст диктует соответствующие значение и функцию.)
III. Домашнее задание:
Записи в тетради.
§ 78. Упр. 385, 388.
© 2015, Жумабаева Татьяна Маратовна 962