СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная педагогическая наука выделяет такие парадигмы технологического подхода обучения: Эмпирическую. Алгоритмическую. Стохастическую. Последняя нас и интересует, поскольку это научное название, которое имеет образовательная технология. Это можно представить в виде трех аспектов: Научного. Разрабатывает и изучает цели, методы и содержание обучения. Процессуально-описательного. Составляется информация о методах и средствах достижения планируемых результатов. Процессуально-действенного. Практическая реализация с использованием доступных личных, методологических и инструментальных педагогических средств. Основные структурные элементы Образовательная технология – это комплексная разработка. Поэтому она состоит из целого ряда элементов: Концептуальной основы. Содержательной части. Сюда относят цели, преследуемые в рамках обучения, и учебный материал. Процессуальной части. Это технологическая составляющая вроде организации учебного процесса, методов и форм деятельности и работы, а также диагностика. Всё это имеет общие и специфические моменты. Первые присущи всем. В качестве примера можно привести процессуальность, направленность, а также стремление максимизировать эффективность. Специфические моменты – это диагностическое целеобразование, экономичность, результативность, проектируемость, целостность, алгоритмируемость, управляемость, визуализация, оптимальность, воспроизводимость и корректируемость. Всё это становится более гибким и удобным в использовании по мере того, как новые образовательные технологии входят в нашу жизнь. Но какими они же всё же бывают? Что собой представляет? Образовательная технология – это общепринятый термин, который используется для обозначения используемых методов и подходов в педагогике, а также особенностей их реализации. Это понятие может быть представлено в нескольких аспектах. Так, под образовательной технологией могут понимать систематический метод планирования, оценивания и реализации процесса обучения и усвоения знаний. При этом учитываются технические и человеческие ресурсы, а также взаимодействие между ними. Под образовательной технологией могут понимать и способы решения возникших дидактических проблем, что возникли во время управления учебным процессом. Также под ней понимают разработку оптимизационных решений и выявление принципов, которые позволяют анализировать факторы, повышающие эффективность учебы благодаря конструированию различных приёмов, методов и разной подачи материалов. Классификация В зависимости от сущности и значимых свойств, выделяют следующие технологии образовательного процесса: На философской основе. Выделяют диалектические и метафизические, гуманистические и антигуманные, научные и религиозные, материалистические и идеалистические, прагматические и экзистенциалистские, антропософские и теософские. По уровню применения. Общепедагогические, предметные и модульные. По наиболее весомому фактору психического развития. Могут быть социогенные, биогенные, психогенные. По отношению к исповедуемой научной концепции выделяют гештальттехнологии, бихевиористкое, ассоциативно-рефлекторное, интериоризаторское, развивающие, нейролингвистические, суггестивные направления. По характеру структуры и содержания. Различают светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, обучающие и воспитывающие, гуманитарные и технические, комплексные и проникающие, отраслевые, монотехнологические. По ориентации на личность. Выделяют информационные, эмоциональные, операционные, эвристические и прикладные. Структурные компоненты Старые и новые образовательные технологии предусматривают обязательное наличие определённых элементов. Существует множество обозначений объединяющих их моментов, но в рамках статьи в качестве примера будет предложено видение М.Е. Бершадского и В.В. Гузеева: Первоначально необходимо упомянуть о модели исходного состояния учащегося, которая задаётся множеством свойств, нужных для проведения в жизнь технологического процесса. Операционное и диагностическое представление запланированных результатов обучения. Средства проверки текущего положения дел и прогнозирования тенденции ближайшего развития системы. Набор моделей обучения. Механизм обратной связи. Критерии построения оптимальной модели обучения в конкретных условиях. Влияние современности Сейчас среди технологий можно выделить четыре класса: Традиционные методики. В качестве основного учебного периода выступает урок. Используются в основном объяснительно-иллюстративный и эвристический методы обучения. Организационная форма – рассказ и беседа. Модульно-блочные технологии. Здесь, в отличие от предыдущего класса, применяют ещё и программированный метод. В качестве основного учебного периода выступает модуль (он же цикл уроков). Организационные формы, которые применяются в этом случае – это беседы и практикум. Цельнооблочные технологии. Среди используемых методов обучения: программированный, эвристический, объяснительно-иллюстративный и проблемный. Основной учебный период представлен блоком уроков. Организационные формы – это лекция, практикум и беседа. Интегральные технологии. Здесь в качестве основного учебного периода выступает блок уроков. Он состоит из переменной и постоянной частей. При обучении широко используются модельные методы обучения. Организационные формы – это семинары, практикумы и самостоятельные работы. Влияние передовых технологий Сейчас программы и методы кардинально меняются. Это связано с тем, что всё шире в нашу жизнь входят информационные образовательные технологии. Они позволяют учиться практически где угодно! Существует большое количество различных проектов, которые предлагают бесплатно пройти определённые курсы подготовки, чтобы улучшить свою квалификацию или даже изучить совсем новое дело. И если получится потом сдать экзамен, то выдаются еще и электронные дипломы. Конечно, работодателям такого не предложишь в качестве высшего образования, но всё же наличие таких электронных документов говорит о том, что как минимум человек занимается учебой самостоятельно, готов и открыт к новому и лучшему. А это уже заставляет о чем-то задуматься. Информационные образовательные технологии позволяют получать качественные знания не покидая своего места или же в перерывах на работе. Заключение Использование современных образовательных технологий помогает детям лучше учиться (тем, кто этого действительно хочет). Они же дают широкие возможности для взрослых. Использование образовательных технологий позволяет поднимать свою квалификацию, становиться лучшим, ценным и высокооплачиваемым специалистом. Да что там говорить, даже если есть элементарное желание сменить место работы, необходимо переучиться. Ускоренные курсы не позволят трудоустроиться в органах государственной власти, но в среде частников можно найти своё место. А возможно, даже открыть своё собственное дело.
© 2018, Дёмин Сергей Николаевич 206