СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Урок развития критического мышления – это урок, на котором:
Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, содержит три основные фазы или стадии.
Функции:
Функции:
Функции:
В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока.
Стратегии и приемы ТРКМ |
||
Стадия вызова |
Стадия осмысления |
Стадия рефлексии |
|
|
|
На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучении самых разнообразных тем.
Примеры приемов на стадии вызова.
Учащиеся индивидуально, в парах или в группах в течение 2-3 минут отвечают на вопросы, делая пометки тетради:
- Какая тема? (назовите ее)
- Что вам известно по теме урока?
- Почему вам это нужно знать?
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая вода»
Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель записывает их на доске.
Например, на уроке «Реакции ионного обмена. Условия их протекания до конца»
Учащимся предлагается составить мини-рассказ из предложенных слов: ион, катион, анион, электролит, неэлектролит, ТЭД, кислоты, щелочи, соли, реакции нейтрализации, обратимые реакции, необратимые реакции, реакции обмена.
Примеры приемов на стадии осмысления.
Учащиеся, работая с текстом, делают пометки карандашом:
«√» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Результаты работы обсуждаются фронтально или в группах. Обсуждаемую информацию можно оформить в «маркировочную таблицу», где значки станут заголовками граф таблицы.
«Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа; «толстые» – подробного, развернутого ответа.
Например, вопросы по теме «Щелочные металлы»
«Тонкие вопросы» |
«Толстые вопросы» |
Где в ПС расположены щелочные металлы? |
Чем можно объяснить различие в химической активности щелочных металлов? |
Встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном виде? и т.д. |
С чем связаны особые меры предосторожности при хранении щелочных металлов, каковы они? и т.д. |
Возможно составление таких вопросов при выполнении домашнего задания. В дальнейшем можно использовать при организации опроса учащихся или взаимопроса.
Применяется при самостоятельной работе с текстом на уроке или дома, а также во время лекции, читаемой учителем.
Пометки |
Вопросы |
Используется при решении задач. Организуется детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути ее решения для достижения конечной цели.
Задача: какой объем займет кислород массой 96 г?
Проблема |
Что есть для ее решения |
Чего не хватает |
Решение |
Найти объем кислорода |
V = n·Vm |
Не известно количество вещества |
|
Найти количество вещества |
n = m:M m = 96г |
Молярной массы кислорода |
М(О2)=16·2=32 г/моль n = 96:32= 3 моль |
Найти объем кислорода |
n = 3 моль Vm=22,4 л/моль |
V= 3·22,4=67,2 л |
Примеры приемов на стадии рефлексии.
1 строка – тема называется одним словом (существительным) |
Алмаз |
2 строка – описание темы в двух словах (прилагательными) |
Твердый, прозрачный |
3 строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами |
Режет, сверлит, преломляет (свет) |
4 строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме |
Это любимый камень ювелиров |
5 строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы |
Углерод |
- Что вы узнали по пройденной теме?
- Что хотели бы узнать?
3. «Самоанализ» - тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю уверенно», «надо повторить»
Например, на уроке по теме «Типы химической связи» в 11 классе, учащимся предлагается заполнить таблицу:
Элементы знаний |
Знаю уверенно |
Надо повторить |
- ковалентная полярная - ковалентная неполярная - ионная - металлическая - водородная |
||
|
||
|
Использование приемов ТРКМЧП на уроках химии повышает у обучающихся мотивацию учения и интерес к предмету, способствует более эффективному овладению ими приемов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.
© 2019, Григорьева Ирина Николаевна 139