СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.

Урок развития критического мышления – это урок, на котором:

  • ученики вначале формулируют проблему, которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения;
  • каждое утверждение требует доказательства, каждый вывод – аргументации;
  • любой имеет право на собственную точку зрения, лишь бы она была обоснованной;
  • результаты работы обсуждаются, полученные результаты и сделанные выводы сравниваются.

Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, содержит три основные фазы или стадии.

  1. Вызов

Функции:

  • Информационная (вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме).
  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).
  • Коммуникационная (обмен мнениями)
  1. Реализация смысла или осмысление

Функции:

  • Информационная (получение новой информации по теме)
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
  1. Рефлексия (размышление)

Функции:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  • Информационная (приобретение нового знания)
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока.

Стратегии и приемы ТРКМ

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

  • Инвентаризация
  • Ассоциация
  • Верите ли вы…
  • Ключевые слова
  • Читаю – думаю
  • Кластер
  • Таблица ЗХУ
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • Перепутанные логические цепочки
  • Инсерт (маркировка текста)
  • Заполнение таблиц
  • Дневник двойной записи
  • Эффективная лекция
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • Зигзаг (мозаика)
  • Фишбоун (рыбья кость)
  • Поиск в тексте ответов на вопросы
  • Ответы на вопросы
  • Синквейн, диаманта, хайку
  • Таблицы, кластеры, фишбоуны
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • Последнее слово за мной
  • Перекрёстная дискуссия
  • Общая полемика
  • Эссе
  • Выходная карта
  • Применение

На уроках химии критическое мышление можно использовать при изучении самых разнообразных тем.

Примеры приемов на стадии вызова.

  1. «Инвентаризация». Например, на уроке по теме «Металлы – простые вещества»

Учащиеся индивидуально, в парах или в группах в течение 2-3 минут отвечают на вопросы, делая пометки тетради:

- Какая тема? (назовите ее)

- Что вам известно по теме урока?

- Почему вам это нужно знать?

  1. «Ассоциация». Например, на уроке «Жесткость воды и способы ее устранения»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая вода»

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель записывает их на доске.

  1. «Ключевые слова».

Например, на уроке «Реакции ионного обмена. Условия их протекания до конца»

Учащимся предлагается составить мини-рассказ из предложенных слов: ион, катион, анион, электролит, неэлектролит, ТЭД, кислоты, щелочи, соли, реакции нейтрализации, обратимые реакции, необратимые реакции, реакции обмена.

Примеры приемов на стадии осмысления.

  1. «Инсерт»

Учащиеся, работая с текстом, делают пометки карандашом:

«√» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Результаты работы обсуждаются фронтально или в группах. Обсуждаемую информацию можно оформить в «маркировочную таблицу», где значки станут заголовками граф таблицы.

  1. «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа; «толстые» – подробного, развернутого ответа.

Например, вопросы по теме «Щелочные металлы»

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Где в ПС расположены щелочные металлы?

Чем можно объяснить различие в химической активности щелочных металлов?

Встречаются ли щелочные металлы в природе в свободном виде? и т.д.

С чем связаны особые меры предосторожности при хранении щелочных металлов, каковы они? и т.д.

Возможно составление таких вопросов при выполнении домашнего задания. В дальнейшем можно использовать при организации опроса учащихся или взаимопроса.

  1. «Дневник двойной записи» или «двучастный дневник»

Применяется при самостоятельной работе с текстом на уроке или дома, а также во время лекции, читаемой учителем.

Пометки

Вопросы

  1. «Лист решения проблем»

Используется при решении задач. Организуется детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

Задача: какой объем займет кислород массой 96 г?

Проблема

Что есть для ее решения

Чего не хватает

Решение

Найти объем кислорода

V = n·Vm

Не известно количество вещества

Найти количество вещества

n = m:M

m = 96г

Молярной массы кислорода

М(О2)=16·2=32 г/моль

n = 96:32= 3 моль

Найти объем кислорода

n = 3 моль

Vm=22,4 л/моль

V= 3·22,4=67,2 л

Примеры приемов на стадии рефлексии.

  1. «Синквейн» - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Учащимся дается 3-5 минут для написания. Затем его можно обсудить в паре или группе, после чего ознакомить весь класс.

1 строка – тема называется одним словом (существительным)

Алмаз

2 строка – описание темы в двух словах (прилагательными)

Твердый, прозрачный

3 строка – описание действия в рамках темы тремя глаголами

Режет, сверлит, преломляет (свет)

4 строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Это любимый камень ювелиров

5 строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Углерод

  1. «Эссе» - это письменное задание, которое помогает ученикам подвести итог работы на уроке. Предлагается два вопроса, на которые нужно дать кроткий, но в тоже время полный ответ:

- Что вы узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать?

3. «Самоанализ» - тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю уверенно», «надо повторить»

Например, на уроке по теме «Типы химической связи» в 11 классе, учащимся предлагается заполнить таблицу:

Элементы знаний

Знаю уверенно

Надо повторить

  1. Типы ХС:

- ковалентная полярная

- ковалентная неполярная

- ионная

- металлическая

- водородная

  1. Природа химических элементов, участвующих в образовании каждого типа связи
  1. Тип кристаллической решетки физические свойства веществ, характерные для каждого типа связи

Использование приемов ТРКМЧП на уроках химии повышает у обучающихся мотивацию учения и интерес к предмету, способствует более эффективному овладению ими приемов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.

20.08.2019 20:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП