СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная деятельность педагога связана с реализацией запланированных изменений в педагогической действительности. Ее объектами становятся многообразные явления и процессы, происходящие в этой действительности. К ним относятся образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты; педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты; содержание образования на всех уровнях его осуществления; образовательное, воспитательное и информационно-коммуникативное пространство; социально-педагогическая среда; система педагогических отношений; все виды педагогической деятельности; профессиональные и социально-личностные компетенции, профессиональная позиция, педагогические (образовательные) ситуации, качество педагогических объектов (процессов).
Проектная деятельность педагогов, предпринятая в образовательных целях, как правило, направлена на предмет, принадлежащий к соответствующей учебной (предметной) области. При этом предмет проектной деятельности обладает необычным свойством – изменчивостью, склонностью к постоянной трансформации, обусловленной развитием во времени замыслов участников проектирования. В связи с этим в системе организации проектной деятельности становится особенно значимым постоянно возвращаться к диагностике и анализу актуального состояния условий и границ предмета проектирования.
В процессе педагогического проектирования рождаются педагогические инновации разного уровня и содержания. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат 2 важнейшие проблемы педагогики – проблема порождения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; и проблема изучения и внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения 2 взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс создания, обобщения и распространения педагогического опыта имеет конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности собственного авторского опыта, опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более исследовательский характер. В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, делают необходимым их развитие и совершенствование в целях достижения конкурентоспособности.
В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В ходе передачи и освоения опыта, как нигде более, переплетаются проявления объективно ценного и индивидуального, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение к оценке, как научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Выделяют несколько уровней новизны, различающиеся степенью известности и областью применения: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная.
Оптимальность как критерий эффективности педагогических инноваций означает целесообразную (не чрезмерную) затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов.
Результативность как критерий инновации означает устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.
Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как основной критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, а после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
Технология педагогического проектирования включает следующие этапы: предпроектный, этапы проектирования, реализации, обобщения и презентации полученного опыта, рефлексивный этап.
Предпроектный этап – снятие сопротивления отдельных педагогов или педагогического коллектива по отношению к предстоящим изменениям; освоение навыков командного коммуникативного взаимодействия; формирование мотивации педагогов к инновационному развитию образовательной ситуации; создание единого терминологического языка педагогического проекта. Средства: групповые техники модерации, мозгового штурма, проблемных дискуссий, группового swot-анализа состояния образовательной среды. Результат этапа – выделение актуальной проблемы, объекта проектной деятельности и задачи, связанные с его преобразованиее; создание тезауруса проекта.
Этап реализации – установление и поддержка системы обратной связи; организация объективной промежуточной оценки полученных результатов и коррекция хода проекта и своих действий; апробация продукта, «испытание» его как в первоначально заданных, так и в вариативных условиях.
Этап презентации – важное этапное событие в совместной проектной и персональной деятельности, поскольку оно сопряжено с творческими усилиями и опытом преодоления. Важно, чтобы форма и качество презентации носили эталонный характер.
Рефлексивный этап – этап экспертизы и рефлексии. Задачи этапа: анализ собственного сознания и деятельности, понимание смысла межличностного общения и совместной работы; итоговая экспертиза и оценка проекта. Рефлексивный этап включает в себя оценку как продуктного, так и «человеческого» результата проекта. Рефлексии подлежат, прежде всего, ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась.
Послепроектный этап – переход к новому проекту; интеграция с другими проектами; распространение проекта на другие уровни (административный, федеральный, международный). Возможен также негативный исход как отказ от участия в дальнейшей инновационной деятельности. Негативный вариант может быть обусловлен многими факторами: отсутствием научно-методического сопровождения, низкой материальной заинтересованностью, обилием рутинной работы, низким качеством управления инновационными процессами.
В заключение приведем в качестве примера проектировочный семинар «Содержание работы педагогических лабораторий по внутришкольным целевым проектам в условиях воспитательного пространства школа-вуз». Актуальность работы педагогических лабораторий по целевым проектам в условиях инновационной деятельности определена национальной образовательной стратегией «Наша новая школа», которая ставит задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Новая школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной, спортивной и социальной жизни, обеспечивать не только усвоение знаний по конкретным дисциплинам, но и формировать умение применять их в повседневной деятельности, использовать в дальнейшей учебе.
Целостным инструментом, который позволяет реализовать новую идеологию качества образования, ориентированного на обеспечение жизненного успеха личности, выступает образовательная программа школы. Образовательная программа как инструмент социализации школьников призвана отражать новые цели образования, которые помогут социальной успешности личности с точки зрения личностного, морально-нравственного, социального, познавательного, интеллекмтуального, коммуникативного, эстетического, физического, трудового ее развития. Новая идеология ФГОС требует от педагогического коллектива школы не только нового взгляда на планируемые результаты образования (предметные, метапредметные и личностные), но и понимания своей определяющей роли и авторской позиции в проектировании содержания программы, в создании методической системы, форм и методов организации учебной деятельности, в обеспечении вариативности образовательных маршрутов школьников.
Цель проектировочного семинара: разработка содержания работы педагогических лабораторий по внутришкольным целевым проектам «Новое качество образования – основа жизненного успеха личности», «Поддержка талантливого ребенка – возможность его успешной самореализации», «Успешный педагог – успешный ребенок», «Здоровый образ жизни – основа успешной социализации личности», «Новая инфраструктура школы», «Открытая школа».
Задачи проектировочного семинара:
выявить актуальность работы педагогических лабораторий по целевым проектам в условиях инновационной деятельности;
определить персональный состав педагогических лабораторий по целевым проектам в условиях инновационной деятельности;
лабораторным группам разработать и представить модель организации целевого проекта, формы работы, возможности взаимодействия школьных сообществ в их реализации, а также составить матрицу управления реализацией проекта;
провести коллективную профессиональную экспертизу содержания работы педагогических лабораторий по целевым проектам;
определить перспективы реализации планов работы педагогических лабораторий по целевым проектам.
Содержание деятельности участников семинара
Первый этап:
выбор направления деятельности;
знакомство с документами и материалами по выбранному направлению, нормативными документами, опытом других; отбор важных для проекта положений, идей, форм, технологий и т. д.;
формулировка цели, задач и ожидаемых результатов реализации проекта; обдумывание проектной идеи, замысла проекта;
определение способов (действий) по реализации замысла (какая деятельность будет осуществлена преподавателями, студентами, представителями органов самоуправления?);
определение модели организации деятельности участников проекта.
Второй этап:
обсуждение результатов первого этапа проектирования с заинтересованными людьми – коллегами, студентами, специалистами;
анализ ресурсного обеспечения проекта (кадровое, научно-методическое, техническое, финансовое), планирование мер по созданию ресурсов в случае их недостаточности или отсутствия;
оформление текста проекта по рекомендованной структуре (в т. ч. плана реализации);
представление проекта на общественно-профессиональную экспертизу.
Третий этап:
внесение изменений в проект в соответствии с рекомендациями экспертов;
реализация проекта на практике;
подведение итогов реализации проекта.
Модель организации проекта
В этой части проекта его разработчики указывают участников проекта и их роли в нем, раскрывают порядок формирования организационной команды проекта и состава его участников. Далее раскрывается структура организации деятельности участников проекта, шаги или этапы деятельности, а также связи, уровни подчинения и взаимодействия. Желательно создать схему (рисунок, диаграмма и т. п.) и пояснительный текст к ним.
При определении содержания деятельности в проекте рекомендуется придерживаться следующего алгоритма: информирование о возможностях участия; обеспечение педагогам выбора направления деятельности и регистрация участников каждого проекта; вооружение участников проекта способами действия (методическая поддержка, обучение, консультирование и т. д.); реализация (деятельность по решению проблемы) и профессиональная поддержка участников; предъявление достижений; экспертиза; рефлексия; подведение итогов; рассказ о лучших (популяризация истории успеха).
Формы работы и возможности взаимодействия школьных сообществ в их реализации
Данная часть проекта состоит в описании тех форм работы, которые необходимы для достижения цели проекта. Это могут быть как уже известные, проверенные, традиционные (службы, отделы, клубы и т. п.), так и новые, современные (интернет-редакция, конференции в режиме онлайн и т. д.). В любом проекте организации воспитательной деятельности предполагается взаимодействие участников проекта со школьным и студенческим самоуправлением на уровне класса и студенческого сообщества группы, параллели классов, факультета, вуза и школы в целом при реализации выбранных форм работы. Следует обратить внимание на четкое определение ролей участников проекта и характера его педагогической поддержки и сопровождения. В этом же разделе указывается перечень социальных партнеров, которые будут участвовать в проекте.
В педагогическом проектировании одинаково важны все этапы проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо инновационного продукта формируются ценности, нормы, установки людей, развиваются их коммуникативные, творческие способности. Успех инновационной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными технологиями, способствующими возникновению необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 1131