СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В лингвистике существует несколько методов системного анализа лексики, в частности, метод анализа по лексико-семантическим полям и метод гнездового анализа. Метод анализа по лексико-семантическим полям позволяет глубоко проникнуть в связь лексики с внеязыковой действительностью. Анализ по этимологическим гнѐздам даѐт наибольшее представление о собственно языковой структуре отношений между родственными словами. «Гнѐзда слов – наиболее подходящее единство в лексикологическом исследовании» Словообразовательные связи слов создают словообразовательные гнѐзда, но в истории языка фонетические и семантические изменения способствуют утрате мотивационных отношений между производящим и производным словами.
Этимологическое гнездо – это совокупность всех слов, происходящих от одного и того же слова (или корня), в их зависимости друг от друга и в хронологической последовательности через цепь словообразовательных отношений, из которых, однако, некоторые не осознаются говорящими вследствие фонетических изменений слов, преобразования их структур или расхождения их значений: брать — собирать — сбор — собор — забор — беременная. Этимологические гнѐзда образуются как генетические структуры, базирующиеся на словообразовательных связях, и даже когда эти связи ослабевают и утрачиваются, гнездо не разрушается. «Этимологические гнѐзда являются исторически словообразовательными: они создаются последовательными словообразовательными актами, которые создают потребности этноса в языковом выражении определѐнных представлений о 10 реалиях или понятиях. Этимологические гнѐзда, таким образом, оказываются исторически естественной основой генетической организации лексики, будучи результатом разновременных словообразовательных актов, создающих более или менее сложные по степени разветвлѐнности словообразовательные цепочки. Утрату осознания мотивационных связей между отдельными звеньями этих цепочек на определѐнном диахроническом уровне часто называют разрушением этимологического гнезда. Представляется, что такое истолкование исторического забвения мотивации неверно, прежде всего теоретически, поскольку это забвение не может стереть из истории лексики факта мотивационной и словообразовательной связи лексем – их генезиса и, соответственно, не может отменить их историческую принадлежность к определѐнному этимологическому гнезду. Теоретически и исторически корректнее говорить о преобразовании некоторой части словообразовательных связей в гнезде в этимологические».
Этимологическое гнездо – это иерархически организованная группа слов, включающая все когда-либо существовавшие слова на протяжении всей
истории развития языка, по отношению к которым возможно предположение о генетической общности. Таким образом, слова, утратившие смысловую общность, образуют разные словообразовательные гнѐзда, но составляют одно этимологическое гнездо.
Реконструкция этимологического гнезда предусматривает восстановление утраченных связей слов. В основу реконструкции этимологического гнезда была положена методика реконструкции состава этимологического гнезда, разработанная Пятаевой Н.В. Она включает следующие операции: выборку данных об исследуемых корнях из этимологических словарей русского языка, определение их семантики, фонетических вариантов и соответствий в родственных славянских языках; анализ словообразовательных гнѐзд с этими
корнями, представленных в современных словообразовательных и морфемных словарях, на предмет выявления наиболее продуктивных для них способов образования и наиболее частотных фонетических и графических вариантов этих корней;
Этимологическое гнездо – более широкое понятие, чем словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо – это та часть этимологического гнезда, между словами которой сохранены мотивационные связи. Этимологическое же гнездо включает в себя и те слова, мотивационные связи между которыми утрачены.
Таким образом, между словообразовательным и этимологическим гнѐздами нет чѐткой границы, поскольку слова, которые в современном языке составляют этимологическое гнездо, когда-то составляли словообразовательное гнездо и были связаны друг с другом мотивационными отношениями, которые со временем ослабели и утратились.
© 2022, Максименко Александра Сергеевна 1540