СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение в контекст обучения новой формы контроля-тестирования, приводит к изменению, прежде всего восприятия и установок контроля, меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с формированием у участников тестирования положительного отношения к ним, с приятием, одобрением или неприятием, отторжением тестов как формы контроля.
Н.Ф.Ефремовой было проведено диагностическое исследование поставившее своей целью выявить оценку методов традиционного и тестового контроля (в нем приняли участие около 500 человек) [4]. Было выявлено следующее:
Многие исследования отметили важность психологической подготовки к тестированию:
Немаловажное значение имеет мотивация как единая система целей, потребностей (динамический процесс управления поведением человека), побуждающих индивида как сознательно относится к учению и к контролю, как составной части, так и быть активным в учебно-познавательной работе. Мотивация выполняет в образовании следующие функции: побуждающую, направляющую, организующую и смысловую. При проведении тестирования мотивация служит одним из основных психологических факторов успешности контроля.
На уровень мотивации учебно-познавательной деятельности всегда влияют комплексы объективных факторов (так их как история изучаемого предмета, авторитет преподавателя) и субъективных (жизненные планы человека, стремление к самореализации, желание иметь хорошие оценки). Процесс побуждения человека к тестированию нередко оказывается очень сложным социально-психологическим, интеллектуальным, эмоциональным и волевым актом. Человек, имеющий опыт выполнения тестов обладает значимым преимуществом перед теми, кто впервые участвует в тестировании: ведь им было преодолено чувство неизвестности, развита уверенность в себе и своих возможностях. Американский психолог Анна Анастази считает, что у человека искушенного в работе заданиями тестового формата, показатели на одиннадцать процентов выше, чем у неискушенных испытуемых [5].
При этом выделяются два важных компонента тестовой тревожности – эмоциональная и озабоченная тревожность. Эмоциональная составляющая тестовой тревожности охватывает чувства, физиологические реакции, такие как напряжение. Озабоченность связана с негативными мыслями, с ожиданием неудачи при выполнении теста и с озабоченностью последствий неуспеха. В связи с этим психологами разрабатывается технология “поведенческой терапии”.
Исследования психолога Анны Анастази и ряда других психологов показывают, тестовая тревожность способна убывать без “терапевтического вмешательства”. Тестовая тревожность – комплексный феномен, вызываемый множеством разнообразных, по сути, и содержанию причин, специфических для каждого конкретного человека. К числу способов позволяющих преодолевать данный вид тревожности относят совершенствование языковых коммуникативно-речевых навыков и умений, правильная разработка инструкций и руководств к тестам.
Методика проведения тестирования должна базироваться на личности педагогов, но не только тех которые участвуют как эксперты в создании теста, но и тех, кто связан с самим процессом проведения данной формы контроля. Именно поэтому необходимо сказать и об этических нормах и принципах тестирования в образовании. Стоит отметить, что они, прежде всего, должны быть продиктованы кодексом профессиональной этики педагога. Являясь частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение педагога на тестировании в соответствии с требованиями долга, профессиональной честности, принципами гуманизма, они становятся базовыми, фундаментальными и основополагающими принципами при стандартизации теста.
К данной, достаточно большой группе принципов можно отнести [5]:
Психологические и педагогические тесты в образовании, между собой имеют глубокие различия. Анна Анастази пишет, что педагогические тесты оценивают результаты усвоения общего для всех обучаемых программного курса, а психологические тесты предназначены для отражения индивидуального восприятия жизненного опыта, различающегося по социальным и экономическим условиям его приобретения [5].
Результаты проведенного тестирования в психологии используются главным образом для прогнозирования успешности какой-либо деятельности в зависимости от полученных качественных и количественных оценок личностных характеристик, и склонностей или носят рекомендательный характер при выявлении личностных проблем, для определения путей их преодоления.
Педагогические тесты, в частности, в итоговом контроле, дают педагогу информацию о количественной оценке существующего уровня подготовленности обучаемого, которая предназначены, в основном, для принятия административных и управленческих решений.
Существует ряд внешних различий между психологическими и педагогическими тестами в образовании:
Иногда границы между рассматриваемыми видами тестирования могут стираться, особенно в тех случаях, когда тесты нацелены на проверку логического мышления и творческих способностей учащихся.
Таким образом, так как тестирование является уникальным методом контроля и оценивания знаний, позволяющий провести качественное и количественное измерения уровня знаний, и психологических особенностей, и предпочтений испытуемого, необходимо сформировать у участника тестирования такую психологическую атмосферу которая позволит ему полостью раскрыться. Именно поэтому, сегодня, разработка методик, требований и правил проведения тестирования является важной задачей повышения качества образовательного процесса.
При этом у тестовой формы контроля знаний есть противники, к числу которых можно отнести Дж. Равена.
Критику тестирования Равен ведет в очень жесткой манере, отмечая при этом как научные, так и этические аспекты экспансии тестологии в сфере образования. По его мнению, отказ от учета профессионалами того ущерба, который практика тестирования наносит судьбам детей и интересам общества, “является крайне безнравственным”. Речь идет не только о недостаточной валидности и прогностической надежности критериально-ориентированных тестов как таковых, а о создании психодиагностики нового типа. Новые диагностические методики, – к их числу Дж. Равен, относит технику описательных заключений, событийно-поведенческое интервью, процедуру выявления ценностных ожиданий - должны отвечать целому ряду принципиально иных требований сравнительно с общепринятыми тестовыми измерениями: быть чувствительными к особенностям приобретаемого опыта (набору компетентностей), который у каждого ребенка будет своим; применяться исключительно при условии создания для данного ребенка адекватной образовательной среды; учитывать его индивидуальные способности, интересы и ценности; фиксировать динамику развития индивидуальных способностей; гарантировать выявление разных типов детской одаренности.
Отдельное место в трудах Дж. Равена занимают его рассуждения об изменении идеологии системы образования, которая, по его мнению, должна быть нацелена на формирование компетентной личности.
У Дж. Равена понятие компетентности выступает в качестве ведущего содержательного основания, позволяющего сформулировать четыре важнейших следствия о необходимости: во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все ученики могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; соответственно учителю нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области; во-вторых, переформулировки целей образования; на первый план выходит задача раз вития личности на основе индивидуализации обучения; в-третьих, изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве основного дидактического средства предлагается использование метода проектов; в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур тестирования учащихся и оценивания образовательных программ.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 356