СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути сообщения, почтовая связь и торговля (19 - начало 20 века)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В XIX и начале ХХ вв. появилось немало проектов транспортного развития Коми края. В 1806 г. на Урале работала экспедиция полковника Попова, намеревавшаяся проложить канал между Обью и Печорой. Но выяснилось, что трасса канала оказалась спроектирована очень неудачно, намного выше уровня обеих рек, и работы были прерваны. Через несколько лет ведомство водных коммуникаций принялось разрабатывать проект Румянцевского канала, и снова безуспешно. Идею о соединении Печоры и Оби надолго забросили. Затем к ней вернулся упоминавшийся промышленник В.Н.Латкин, предлагавший провести дороги и каналы, которые связывали бы между собой бассейны Печоры, Вычегды, Камы и Оби (один из каналов, по его мнению, должен был протянуться от Печоры через Уральские горы к Оби). В 1850 г. за проект Обско-Печорского канала взялся видный русский металлург П.П.Амосов, однако и его начинание не имело каких-либо значительных последствий. Позднее, уже в 50-70-х годах XIX в. над возможностью соединения притоков Печоры и Оби путем строительства канала через Урал задумывался известный исследователь Печорского края П.И.Крузенштерн. Определенную помощь оказал ему в этом ижемец И.Артеев, нарисовавший карту истоков рек и указавший наиболее удобное для постройки канала место в верховьях Усы.

Большие надежды в начале XIX в. связывались с Северо-Екатерининским каналом, строительство которого возобновилось в 1803 г. по указанию императора Александра I. В 1805 г. для того, чтобы ускорить работы по строительству Северо-Екатерининского канала и усилить контроль за их выполнением, надзор за строительством был поручен пермскому и вятскому генерал-губернатору Модераху. В 1806 г. русский статистик Зябловский писал: «Канал сей заслуживает внимания частию потому, что посредством оного разные произведения из губерний Вятской, Пермской, Оренбургской могли бы привозимы быть в кратчайшее время к Архангельскому порту, а частию потому, что можно плавить беспрепятственно корабельный лес к Архангельскому адмиралтейству, растущий в великом изобилии в сей стране, особливо около Чердыня». Канал мог оживить экономическую жизнь Коми края, укрепить его связи с Прикамьем.

С развитием металлургической промышленности в I половине XIX в. появилась зимняя дорога, соединявшая поселок при Кажимском заводе с населенными пунктами в верховьях Камы. Из Ужгинской и Койгородской волостей вела дорога к Коберской пристани, откуда отправлялись суда на Вятку. Но основной путь с Вятки по-прежнему проходил по р.Летке и от ее верховьев сухопутной дорогой на верхнюю Лузу, к Ношулю. От Ношуля Вятский тракт пролегал через Объячево, Занулье и Визингу до Усть-Сысольска. А Усть-Сысольск в I половине XIX в. был связан почтовыми трактами с Яренском и далее с Сольвычегодском и Вологдой, а по другую сторону - с Усть-Куломом, Помоздино и Троицко-Печорском. К городу Лальску в низовьях Лузы тракт шел от Занулья. В 60-е гг. XIX в. были сделаны первые шаги в развитии пароходства в Коми крае. Свой вклад внес в это уже известный нам М.К.Сидоров. 15 июня 1863 г. он получил разрешение на учреждение пароходства на Печоре. В 1864 г. М.К.Сидоров приобрел у одного из петербургских промышленников двухвинтовой железный пароход английской постройки, который был доставлен в верховья Камы. С ее притоков по волоку пароход, получивший название «Печора», перетащили в верховья Печоры. В конце августа 1864 г. судно отправилось в свое первое плавание по этой реке. 28 августа 1864 г. троицко-печорцы впервые увидели подплывающий к их селу пароход, который они «встретили с особым торжеством и молебствием, как предвестника оживления их страны». М.К.Сидоров изучил фарватер и глубины Печоры и Печорского залива, Усы и Лемвы, готовил лоцманов из местных жителей, но его далеко идущим планам не суждено было осуществиться из-за разорения.

Развитие пароходства на Печоре вызвало появление в 80-е гг. идеи строительства каналов между верховьями Печоры и Камы, но ее не воплотили в жизнь. В 1895 г. правительство ввело регулярное движение товаро-пассажирских пароходов по Печоре от Куи до Щугора, заключив договор на содержание двух судов с М.В.Черных. С 1897 г. товаро-пассажирские суда стал обслуживать купец С.Н.Норицын (он был родом из г. Лальска, но жил в Ижме). С годами пароходов на Печоре становилось все больше.

Во второй половине XIX в. началось движение пароходов и на Вычегде. В 60-90-е гг. здесь ходило от двух до восьми пароходов, принадлежавших разным людям; в начале XX в. количество судов увеличилось. Тремя пароходами владел хозяин Сереговского сользавода А.В.Булычев. Усть-сысольский купец А.М.Забоев имел пароход «Тотьма», крестьянин Яренского уезда П.Н.Козлов - пароход «Вымичанин». В 1898 г. было введено регулярное пароходное товаро-пассажирское сообщение от Устюга до Усть-Сысольска; его осуществляли колесные, с деревянными корпусами, работавшие на дровах суда акционерного общества «Котлас-Архангельск-Мурман» (позднее - Северное пароходное общество). Поначалу пароходы ходили из Устюга в Усть-Сысольск один раз в неделю, в 1911 г. - уже шесть раз в неделю. С 1907 г. были налажены регулярные пароходные рейсы в Усть-Сысольск из Вологды и Архангельска. По мере усиления движения судов по Вычегде проводились работы по обустройству водных путей. В 1890 г. проводилось обследование Вычегды и заброшенного Северо-Екатерининского канала (в это время обсуждался вопрос о восстановлении водного пути с Камы на верхнюю Вычегду для перевозки грузов с Волги в Архангельск). В 1908-1909 гг. изучались возможности вывоза ухтинской нефти по Выми и Вычегде. В 1909 г. на Вычегде появился судоходный надзор, были расставлены вехи на фарватере от ее устья до Усть-Сысольска. В 1910 г. ввели частичное освещение на нижней Вычегде (бакены), а в последующие годы довели его до Усть-Сысольска. Случались, однако, и накладки: освещение («обстановка») включалось в соответствии с расписанием движения пароходов, а так как суда «часто не могут выдержать такового, то нередко пароход проходит ночью те места, где ночной обстановки нет». Слава Богу, умели плавать в те годы и без «обстановки». С 1910 г. проводились расчистки Вычегды (в меньшей мере Выми, Сысолы, Вишеры, Нившеры и их притоков) от мелей, камней, затонувших бревен. В частности, в 1911-1912 гг. расчистили приток Выми речку Ропчу, по которой намеревались вывозить нефть с Ухты. Пытались расчистить Северо-Екатерининский канал, но без большого успеха - в 1915 г. побывавший там губернатор обнаружил канал в плачевном состоянии. Работы по обустройству судоходства продолжались даже в годы мировой войны.

Немало было сделано и для строительства дорог. В 1869 г. все тот же неуемный М.К.Сидоров разработал проект дороги с Печоры и Усы через Урал на Обь. Собирался он также построить рельсовую дорогу от с. Щугор на Печоре до зауральского с. Ляпино (Саранпауль), которая могла бы стать важной торговой коммуникацией между Европой и Азией на Севере. Печорские жители и тобольские купцы поддержали эту идею; печорцы даже высказали пожелание поселиться вдоль такой дороги. В середине 1870-х гг. начались работы по строительству Петровской (так ее назвал Сидоров) дороги, но в 1876 г. губернские власти распорядились прекратить их.

Яренском и Усть-Сысольском уездах особенно большую роль в организации дорожного строительства сыграли уездные земства; они же организовали в 70-х гг. и земскую почту. В Усть-Сысольском уезде она появилась в 1872 г. Два раза в неделю уездный центр имел почтовое сообщение с волостями. Для сопровождения почты были наняты девять рассыльных. В 1881 г. закончилось сооружение проселочной дороги Шежам – Буткан, связавшей нижнюю Вычегду с отдаленными удорскими волостями. В течение 1886 г. была протянута телеграфная линия от Устюга до Усть-Сысольска (ранее телеграммы доставлялись на лошадях). 12 ноября 1886 г. работа была завершена, и после благодарственного молебна, отслуженного протоиереем Усть-Сысольского Троицкого собора, в Усть-Сысольске открылся прием корреспонденции. В 1914 г. установили телефонную связь между Усть-Сысольском и Койгородком. Был телефонизирован и нефтепромысел А.Гансберга. В 1914 г. в Усть-Сысольском уезде была введена государственная почта на направлении Усть-Сысольск  Кажим. В 1894 г. завершилось строительство почтового тракта от с. Койнас на Мезени до Усть-Цильмы, сыгравшего важную роль в укреплении связей между Печорским и Мезенским регионами, в экономическом развитии Печорского края. Вдоль Койнасского тракта протянули телеграфную линию. В 1900 г. началось строительство дорог от Усть-Нема до д. Ксенофонтовской (Пермская губерния) и от с.Летки к железнодорожной станции Мураши. Движение по дорогам осуществлялось, как и ранее, исключительно гужевым транспортом. Правда, в начале ХХ в. в Коми крае, по сведениям историка М.Б.Рогачева, появился первый автомобиль. Известно, что в 1913 г. владельцы Кажимского завода впервые проехали на автомашине из Усть-Сысольска в Кажим, однако в ряде случаев из-за плохого состояния дороги пришлось тащить автомобиль на лошадях. Сколь-либо заметного развития автомобильный транспорт в дореволюционные период не получил.

В начале ХХ в. была предпринята первая попытка строительства железной дороги на территории Коми края. По данным краеведа Н.Д.Урюпина, в 1910 г. Чердынское земство возбудило ходатайство о постройке на казённый счёт железной дороги от станции Усольская (Усолье) до села Троицко-Печорск с ответвлением на Ухту. К ходатайству присоединились Соликамское земство, Гурлевский и Нижегородский биржевые комитеты. В ноябре 1910 г. специальная депутация приехала в Петербург и побывала у министра путей сообщения и председателя Совета министров П.А.Столыпина. Правительство отказалось строить дорогу на средства казны. Столыпин посоветовал «произвести изыскания на местные средства и приискать частных предпринимателей, которые взяли бы на себя постройку этой линии на концессионных началах при гарантии правительства». Видный специалист по железным дорогам Г.В.Андрианов взялся руководить техническими и экономическими изысканиями, составить проект дороги и помочь в создании акционерного общества. В феврале 1911 г. в Чердынь из Министерства путей сообщения пришло разрешение «произвести изыскательные работы по Камско-Печорской железной дороге на собственные средства». Летом 1911 г. на трассе будущей дороги начали работу три отряда. Два из них вышли из Троицко-Печорска и взяли направление на Ухту и на дер. Ксенофонтово, располагавшуюся на р. Пильве  левом притоке Камы. Третий отряд, начав от Усолья, должен был сомкнуться со вторым у Ксенофонтово. Наиболее трудным для работы был Ухтинский маршрут. На пробивке просек работали крестьяне из Троицко-Печорска и д. Ксенофонтово. К осени 1911 г. полевые работы были закончены.

Летом 1916 г. на старинном торговом пути КолваВишеркаБерезовкаУсть-Еловка появились тысячи австрийских военнопленных. Началась рубка просеки для железной дороги шириной не менее 50 сажень, возводились бараки, склады. Усть-Еловка в это время играла важную роль в торговле чердынских купцов с Печорой. Именно через усть-еловскую пристань осуществлялась переброска камского хлеба и соли в Коми край (до 200 тысяч пудов ежегодно). Весной во время полноводья пароход завозил товар в Усть-Еловку, а зимой через замерзшие болота его увозили в Якшу. И в Усть-Еловке и в Якше стояли огромные склады чердынских купцов (только в Усть-Еловке их насчитывалось до 50). Из населения в Усть-Еловке были только караульщики да проживала лесная стража. Небольшие деревни Березовка, Фадины по трассе железной дороги тоже не могли обеспечить рабочими руками ее строительство. Поэтому ставка и была сделана на австрийцев. Строительство железной дороги осуществлялось более года. На всем протяжении трассы был проложен телеграф. Прорублена просека шириной не менее 50 сажень, начали строиться мосты. Построили десятки крупных складов и бараков для рабочих, завезли в огромном количестве инструменты, палатки, телеграфную проволоку. Начался подвоз шпал и рельсов. Местное население обогатилось на железнодорожном строительстве, устраивая меновую торговлю с австрийцами и нанимаясь на работы. Поскольку дорога из Усть-Еловки протягивалась на Троицко-Печорск, то Якша с ее складами оставалась в стороне. Поэтому решено было сплавить огромные якшинские амбары на троицко-печорскую пристань.

Успехи в развитии водных путей, строительство трактов, появление вблизи Коми края в конце XIX в. железной дороги содействовали развитию торговли. Количество ярмарок в Коми крае к середине XIX в. увеличилось. Ношульская пристань в конце XVIII - I половине XIX вв. стала важнейшим перевалочным пунктом в перевозке грузов от Вятской и Пермской губерний к Архангельску. Губернские и уездные власти отмечали, что «из всех пристаней по рекам Двинской системы для торговли к Архангельскому порту признается значительною пристань Ношульская», на которой «перед открытием и во время весенней навигации при сплаве барок стекается народа до 10 тысяч человек, имеющих нужду в покупке и продаже разных, особенно жизненных произведений сельской промышленности». Для поощрения к распространению и улучшению» «сельской промышленности» «и вообще торговли» власти в I половине XIX в. учредили в Ношуле ежегодную ярмарку, проводившуюся в апреле. В I половине XIX в. появились также две ярмарки в Небдино (на верхней Вычегде), одна - в Усть-Выми, еще одна в Усть-Сысольске и торжок в Троицко-Печорске. В начале 1850-х гг. были учреждены зимние и летние ярмарки в Ижемской и Усть-Цилемской волостях, в 1857 г. - зимняя ярмарка в Усть-Куломе. Кроме продовольствия, пушнины и т.д., на рынках Коми края стали продаваться и другие, разнообразные товары. В I половине XIX в. появились, например, стеклянная, фарфоровая и хрустальная посуда (фарфор и хрусталь, впрочем, были доступны только состоятельным людям), оконное стекло из Вятской губернии (тоже предназначенное для зажиточных жителей; население попроще использовало для окон слюду). В 1892 г. в Коми крае проводилось 19 ярмарок и 12 торжков; наиболее крупными ярмарками были Георгиевская в Усть-Сысольске, Афанасьевская в Небдино, Герасимовская в Усть-Выми и Крещенская в Важгорте. Там наряду с местной продукцией продавалось все больше привозных промышленных изделий - мануфактурных, галантерейных, бакалейных. Ими торговали как местные, так и устюжские, вятские, сольвычегодские, пермские купцы. Во II половине XIX - начале XX вв., например, в Коми край стали поступать новые для местных жителей виды крупы - манка и рис (последний вообще являлся экзотическим продуктом и завозился в небольшом количестве); греча время от времени ввозилась помногу, но особым спросом не пользовалась. В это же время в край стали привозить также сухие дрожжи, ананасы, абрикосы, арбузы, лимоны, виноград, огурцы, швейные машинки, кокосовое масло, гематоген, макароны, зонты, велосипеды, стеариновые и парафиновые свечи, колесные экипажи, паровые и электрические машины, сложный сельхозинвентарь (конные косилки и т.п.) и многое другое. Даже мебель, обувь и одежда стали, в основном, покупаться, а не изготовляться в домашних условиях, как раньше. Число купцов в XIX в. быстро росло. Например, в 1820 г. в Усть-Сысольске насчитывалось 22 купца, в 1846 г. - 49, а в 1854 г. - 69. Из семьи бывших верхневычегодских крестьян, записавшихся в начале XIX в. в усть-сысольские купцы, происходил уже упоминавшийся В.Н.Латкин. Отец его, Н.М.Латкин, занимался скупкой и продажей вятского хлеба, брат, М.Н.Латкин, в 1841 г. арендовал брусяной промысел на Печоре, позднее завел дело в Сибири.

Появились торговцы-монополисты. И.В.Александров, купец из г.Слободского Вятской губернии в конце XIX в. сосредоточил в своих руках всю торговлю спиртным в Яренском и Усть-Сысольском уездах. Его оптовый склад находился в Усть-Сысольске; в разных селениях Александрову принадлежало 20 лавок, а прочие торговцы спиртным приобретали товар у него. В начале XX в. наиболее широкую торговлю пивом в Коми крае вел Г.Л.Зебальд (баварский подданный, живший в Устюге); в Усть-Сысольске он держал оптовый склад пива. В городе и в ряде вычегодских сел имелись принадлежавшие ему пивные лавки. Крупными торговцами в начале XX в. стали Д.Кузьбожев и его наследники; они продавали рыбу, соль и другие продовольственные товары. После смерти М.А.Суворова торговлю вела его вдова Л.Н.Суворова, затем сын И.М.Суворов (они продавали рыбу, хлеб, табак, изделия из чугуна и др.). Братья Иван и Василий Комлины в начале XX в. сосредоточили в своих руках почти всю оптовую и розничную торговлю мукой и мучными изделиями и заняли по торговым оборотам первое место в уезде. Ижемцы активно занимались торговлей в тундре. Их деятельность привлекла внимание многих российских писателей и публицистов II половины XIX - начала XX вв. Правда, оценивали ее, как правило, весьма односторонне: словно бы ижемский торговец уезжал в тундру к ненцам с бочкой водки, а «через несколько дней, много через неделю или две. возвращался в свою волость с пустой бочкой, но не с одними санками и не порожними; вместо восьми оленей, привезших бочку, приводит он домой десять, двадцать, тридцать и более». Между тем водка водкой (ее не брезговали продавать и русские торговцы), но в основном именно через ижемцев шли к ненцам ножи, топоры, капканы, цепи для крепления нарт, орудия для обработки кожи, одежда и прочие товары, необходимые для хозяйства и быта. Взамен ижемцы брали оленье мясо, рыбу, дичь.

Важным торговым центром стал г.Усть-Сысольск, где проживали почти все крупные торговцы уезда. Купец второй гильдии А.М.Забоев во II половине XIX в. вел в Коми крае крупную торговлю хлебом. В тот же период значительный торговый оборот был у купцов П.А.Комлина, В.П.Оплеснина, М.А.Суворова, Ф.М.Сычева, торговавших мануфактурой, кожей, бакалеей, табаком, различными красильными и другими товарами.

19.04.2020 15:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП