СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа с одаренными детьми
в курсе изучения английского языка в общеобразовательной школе
Мелконян Екатерина Серобовна
учитель английского языка МБОУ СОШ №3 г. Сасово
Работа с одаренными детьми является одним из основных направлений в образовании. Проработав учителем английского языка более 10 лет, я с каждым годом все яснее понимаю, что одаренные дети - это особенные дети, которые требуют больше внимания и понимания.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками педагогу работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.
Во втором классе, когда дети начинают изучать иностранный язык, уже есть возможность выявить способных учеников, которые любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Моя задача, как педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы.
Принципы работы с одаренными детьми
Работая по данному направлению, я определила для себя цели, задачи, и содержание работы, а также составила перспективный план работы.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель:
Задачи:
Работая над темой самообразования «Современные методы обучения иностранному языку» я стараюсь развивать творческую деятельность детей как на уроках, так и во внеурочное время. Считаю, что эффективной формой работы является занятия в игровой форме, метод проектов, использование флэш карточек, интерактивных тетрадей, видеоматериалов и т.д.
На своих уроках я стараюсь реализовать принцип разноуровневого обучения.
Для этого осуществляется деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.
Особенно отмечу важность индивидуальных занятий-консультаций и внеклассную проектную деятельность по предмету.
Понимая, что работа с одаренными детьми будет более эффективной, я попыталась привести ее в систему, составить план работы.
Включаю в учебную деятельность задания повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского характера, организовываю индивидуальную работу с одарёнными детьми. Значительную роль играет подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различных уровней.
Я работаю с учащимися начальной, средней и старшей школы и стараюсь организовать работу с одаренными детьми на всех этапах обучения.
Содержание работы
План работы с одаренными детьми.
Стратегия работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей я начинаю в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей: речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Я считаю, чтобы быть успешным в работе по этому направлению,
учитель должен быть:
В работе с одарёнными детьми
я использую различные приёмы, формы и методы работы, современные технологии.
Формы работы с одаренными учащимися.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. (Для подготовки к олимпиадам. конкурсам, проектам, исследовательским работам)
План индивидуальных занятий с ребёнком
Ребенку предоставить:
Рекомендую (если ребёнок не очень загружен по другим предметам) для анализа результатов работы оформить таблицу:
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
УРОЧНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На мой взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью я разрабатываю и использую на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.
Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми я использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета),
Одной из первых методических тем, взятых мной для изучения, была тема «Активизация учебной деятельности при обучении иностранному языку через дифференциацию и индивидуализацию.» Эту тему я выбрала не случайно. Использование такой технологии позволяет развивать навыки и умения каждого ученика при разной степени обучаемости и реализовать в полной мере творческий потенциал без перегрузок.
Дифференциация и индивидуализация
На своих уроках я использую
Задания повышенной трудности для сильных учеников
При подготовке к уроку продумываю различные дополнительные задания для учащихся, которые намного быстрее "схватывают" материал. Также организую дополнительные стимулирующие (для "сильных") и поддерживающие (для "слабых") занятия. Для таких занятий разрабатываю задания, которые направлены на углубление и совершенствование материала, пройденного на уроке.
«Сильные» дети могут в рамках урока проводить либо некие “веселые минутки”, разучивая с классом песни, устраивая кукольные театры и т.д. Либо по конкретному тематическому заданию учителя (будь то счёт, цвета, одежда) вместе с ним составлять, а потом в классе проводить викторины, конкурсы. При этом, обратите внимание! Наш опережающий ученик не выставляет себя, не противопоставляет себя классу, а работает на него.
Например, ученик получил от учителя задание сделать доклад об одной из стран изучаемого языка, проработал массу литературы и выступил с интересным сообщением перед классом. Такие доклады могут быть регулярными и максимально интерактивными, т.е. обращенными к классу. Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает очень много информации для себя.
Мне очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти иногда проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами (5 – 6 классы) и т. д.
На среднем этапе обучения применяю лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить: а) перефразировать предложение; б) найти ошибку в предложении; в) заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу; г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке.
На старшем этапе обучения успешно использую технологию дебатов и дискуссий, мини конференции. Они помогают учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. Одарённые дети креативны. Учитель может использовать следующие приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям;
рассказать, как бы ты повёл себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшем этапе обучения можно предложить такие задания:
1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа;
2) дана пословица, нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа.
Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.
Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.
Бытует мнение, что с одарёнными детьми нужно очень много заниматься дополнительно после уроков. Я в корне не согласна. Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума, учить добывать информацию, учить работать по различным алгоритмам, а не нянчиться с ними. Я считаю, что учитель должен строить свой урок так, чтобы на нём дать максимум знаний. Рационально планировать этапы урока, грамотно отбирать содержание урока, обеспечить мотивацию, создать комфортную атмосферу на уроке, максимально использовать наглядность и ТСО, дифференцированно подойти к каждому ученику на уроке, а не сидеть в после урочное время, объясняя этот же самый материал бесконечное количество раз.
В послеурочное время я занимаюсь с учащимися только в том случае, если мне нужно дать какую-либо дополнительную информацию по данной теме или если, объяснив новый материал, я не успела опросить всех учащихся, как это было у меня запланировано. (если группа большая или класс не делится). А также если ребёнок пропустил уроки по уважительной причине.
Внеурочная деятельность.
Развитие познавательного интереса к изучению иностранного языка у одарённых школьников
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:
оформляем различные стенды творческих работ на английском языке: «Доска почёта», «Выставка плакатов по ЗОЖ», «Экстремальные виды путешествий», «День Матери»; Выставка плакатов по экологии.
При работе с одаренными учащимися я использую массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ ГИА. При появлении трудностей у детей при выполнении заданий объясняю, даю подобные многовариантные.
Много внимания уделяю написанию письма, эссе. (Как на уроке, так и во внеурочное время)
Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.
Это: извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка; тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции; знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран.
Так же я работаю над составлением различных методических и дидактических разработок
Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х. Колумб, Д. Кук).
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
Думаю, использование всех вышеперечисленных приемов,методов и средств обучения, включая информационно- коммуникационные технологии, оказывает положительное воздействие на результаты моих учеников.
© 2023, Мелконян Екатерина Серобовна 109