СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современном мире иностранный язык стал средством общения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью его использования в повседневной жизни.
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у обучающихся речевых навыков: чтения, письма, говорения. Работа над развитием у обучающихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.
При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения немецкого языка.
Ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся.
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью обучающихся.
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
Развитие функциональной грамотности является актуальной задачей 21 века.
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по иностранному языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.
Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование функциональной грамотности, которую ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие таких умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач, а именно:
- умение осмысленно читать и воспринимать на слух;
- умение извлекать информацию из разных источников;
- способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
- умение пользоваться источниками и ссылаться на них;
- умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;
- способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.
Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.
Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:
Я использую следующие упражнения на аудирование:
- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;
- извлечение определенной информации;
- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.
Говорение подразумевает под собой обучение монологической и диалогической речи.
Обучение монологической речи предполагает развитие таких умений, как:
Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:
Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:
Перечислю некоторые виды упражнений по формированию навыков письма:
Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:
Я использую следующие упражнения по формированию навыков чтения:
В формировании функциональной грамотности обучающихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
- объем текста не должен превышать норму;
- шрифт должен помогать легко читать текст;
- текст должен развивать кругозор;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- в тексте не должно быть ошибок;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
Для развития читательской грамотности на уроках немецкого языка в основном использую упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний. Таким образом, использование на уроках немецкого языка различных видов заданий способствует развитию функциональной грамотности обучающихся, грамотности чтения и комплексному освоению обучающимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает обучающихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.
Как известно, кроме заданий на чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания. Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так и на последующих этапах обучения.
Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, умения прогнозирования. Например:
- прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
- опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
- дай определение следующим словам;
- соедини слова с их определениями;
- определи различные значения одного и того же слова;
- найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
- прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
В текстовых заданиях обучающимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме того, обучающиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например:
- прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
- выдели в тексте ключевые элементы, которые несут ключевую информацию;
- составь план текста;
- заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
- передай основную идею текста несколькими предложениями.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации. Например:
- ответь на вопросы по содержанию текста;
- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
- заполни таблицу по содержанию текста;
- пронумеруй события в порядке их очередности;
- заполни предложения словами из текста;
- вырази свое отношение к прочитанному;
- составь вопросы к тексту;
- подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.
Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи.
Примеры однотекстовых проблемных заданий:
- скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;
- составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;
- найдите выход из ситуации (на базе рассказов-головоломок).
Примеры многотекстовых проблемных заданий:
- соедините два текста, выражающие разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.
Таким образом, использование на уроках немецкого языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности обучающихся, грамотности чтения и комплексному освоению обучающимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает обучающихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Научить читать – главная задача в обучении ИЯ в школе, это и есть функциональная грамотность.
Функциональная грамотность на уроках немецкого языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.
© 2023, Рыпалова Наталья Владимировна 213