СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Наверное, каждый педагог, сталкивающийся с вопросом детской одарённости, нередко попадал в тупик: кто же он – одарённый ребёнок? Как определить эту самую одарённость – есть ли какие-то критерии? А если ребёнок одарённый, то, как с ним работать? По силам ли мне это, простому учителю? – вопросы, как видим, бесконечны.
Современная наука выделяет пять основных видов одарённости: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную. Каждый из перечисленных видов одарённости предполагает проявление творческой одарённости. Так, известный психолог в области диагностики и развития детской одарённости Алексей Михайлович Матюшкин отмечает, что психологические признаки одарённости совпадают с основными признаками, характеризующими творчество и творческое развитие человека. В основе творческой одарённости лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека.
А одной из наиболее разработанных современных теорий является концепция одаренности американского психолога Дж. Рензулли, который выделяет 3 основных ее компонента:
Эти три компонента в комплексе и составляют, по мнению автора, феномен одаренности.
Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка является познавательная потребность. Доминирующая познавательная мотивация у творчески одаренного ребенка проявляется в форме исследовательской, поисковой активности, высокой чувствительности к определению проблем и более низких порогах чувствительности к новизне стимула, открытии нового в обычном. Предполагается, что именно познавательная мотивация и исследовательская активность составляют одну из основ развития общих и специальных способностей.
Поэтому развитие творческого потенциала личности учащегося сегодня ведущими учёными, психологами и педагогами рассматривается как цель образования. В связи с этим проблема готовности педагога к творческому развитию детей приобретает особую актуальность и значимость.
В педагогической науке существует немало приёмов и дидактических методов, которые позволили бы учителю вовлечь учащихся в учение, развить их творческие способности.
Наиболее эффективным методом является поисково- исследовательская деятельность с учащимися, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (по крайней мере, для учащегося) и предполагающая наличие основных этапов процесса исследования.
Функции исследовательского метода:
во-первых, он способствует формированию познавательной потребности;
во-вторых, учит самостоятельному поиску;
в-третьих, способствует овладению научными методами в процессе поисковой деятельности;
в-четвёртых, способствует творческому развитию личности ученика.
Андрей Николаевич Колмогоров, один из основоположников современной теории вероятности, советский ученый, математик говорил: « Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. По утверждению А.Н. Колмогорова, лучшим тестом на одарённость является участие в исследовательской деятельности.
Одарённые дети – дети особые. Природа наградила их пытливым умом, желанием познать что–то новое, постичь неизведанное. Задача педагога – выявить одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности. Любая исследовательская работа способствует решению этой задачи.
Развитию учебно-исследовательской деятельности школьников способствуют занятия в научном обществе обучающихся. Человеку свойственно стремиться к познанию. Жажда открытия рождается у некоторых ребят ещё на школьной скамье. Ими движет желание узнать как можно больше. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что – то новое, постичь неизведанное. Задача педагога – выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая поисково-исследовательская работа.
Проблема развития исследовательских навыков стала одной из наиболее актуальных в связи с введением в общеобразовательных учреждениях ФГОС.
Анализ данной проблемы свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности учёного, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера, способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности.
Ученые – педагоги, в свою очередь, также акцентируют внимание на необходимости формирования у школьников исследовательских навыков. Формировать необходимые навыки исследования можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого ученика.
Всё это означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).
Исследовательская деятельность школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В процессе включения школьников в поисково–исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно–исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Таким образом, можно определить поисково – исследовательскую деятельность школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для обучащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
Поисково-исследовательская деятельность обучающихся позволяет развивать такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные и информационные, коммуникативные и социальные. В процессе работы над исследованием также совершенствуется логическое мышление. Ученики овладевают способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии. Обучающиеся учатся взаимодействовать с окружающими, приобретают навыки работы в группе, коллективе. Они активно и на высоком уровне владеют современными средствами информации, информационными технологиями, осуществляют поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передачу, формируют умение презентовать исследовательскую работу.
Старшеклассники включены в реальную профессиональную интеллектуальную деятельность, имеющую приближенный по времени результат и общественную значимость. Занятие исследовательской деятельностью обеспечивает их активную познавательную потребность, и, как следствие, осуществляются их личностная самореализация и профессиональное самоопределение.
© 2020, Рассказова Екатерина Юрьевна 172