СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Регуляция эмоционального состояния и оптимизации настроения у людей с особыми возможностями здоровья «Манная Фантазия»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное благополучие – это своевременное и качественное удовлетворение потребностей человека. По моим наблюдениям у детей с интеллектуальными нарушениями, наблюдаются снижение настроения, эмоциональная неустойчивость, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка. Разнообразие эмоциональных проявлений приводит к необходимости искать новые средства психологической поддержки предупреждения негативных эмоций у людей с особыми возможностями здоровья.

Арт-терапия - популярное направление не только в работе с детьми, но и со взрослыми. Термин арт-терапия введен Адрианом Хиллом в 1938 году и означает «Арт» –искусство, «Терапия» –лечение.

Во время арт-терапии важна атмосфера, которая создает творческий процесс. В обычной жизни у нас не так много шансов побыть расслабленными и непосредственными, вернуться к своим живым и ярким чувствам. А творческая и теплая атмосфера арт- терапевтического пространства располагает к игре, к спонтанности и свободе самовыражения.

Идея использовать манную крупу в арт-терапевтической работе появилась на основе песочной терапии. Свойства манки во многом совпадают со свойствами песка. Познакомилась я с данным методом на видеозанятиях психолога Елены Тарариной и решила использовать его на практике.

Необычна сфера использования манной крупы. Этот продукт некоторыми свойствами похож на песок: обладает сыпучестью, шероховатостью, способен заполнять пространство, перемещаться, принимать разную форму и цвет, быть фоном для рисунка и т. д. Манка удобна для работы как индивидуально, так и в группе. Крупа легко стряхивается и почти не оставляет следов на одежде.

Для взрослых людей использование данной техники это не способ обучения, а скорее способ исцеления: стабилизировать свое эмоциональное состояние, осознать себя, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику после перенесенных болезней. На встречах участники соприкасаются и открывают в себе творческое начало, выражают себя, как личность, их жизнь наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, ощущениями.

При организации занятий мы используем следующие материалы: листы А3 на которых каждый участник осваивает сыпучий материал; листы цветной бумаги А4 – «подложка» - для создания картин, иллюстраций; манная крупа в контейнерах; кисточки художественные разных размеров и жесткости; мелкие игрушки; трубочки для коктейля; рисунки –иллюстрации к сказкам.

Оборудование: столы, стулья, проигрыватель, фотоаппарат (телефон).

Каждое занятие начинаем с приветствия.

Упражнения-приветствия могут быть разнообразными. Например, «Здравствуйте! Я - … (имя), я умею…, и это здорово!», «Меня зовут … (имя), Здравствуй, мир!», «Я - подарок для человечества, так как я …», «Я радуюсь, когда слышу…», «Передай улыбку по кругу» и другие. Данные упражнения знакомят участников друг с другом, заряжают хорошим настроением.

С таким положительным настроем прикасаемся к манке. Начинаем работу с манкой с мотивационных техник. Они вызывают доверие и интерес к этому продукту. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. А если вдруг что-то не получится, всё можно повторить сначала. Обычно в самом начале посетители говорят: «О, я не умею рисовать» или «Я плохо рисую», но у нас и иная задача: выплеснуть, выразить весь накопившийся негатив, стресс, чтобы улучшить эмоциональное состояние и состояние здоровья в целом.

Вначале занятия предлагаем участникам положить руки на манку, рассыпанную на листе бумаги, ладонями вниз. Просим описать свои ощущения при соприкосновении с крупой, когда «поскользили» ладонями, подушечками пальцев, ребром ладони по поверхности манки, рисуя круги и зигзаги, «прошлись» ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем. Порисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.

Когда участники погружаются в процесс взаимодействия с манкой, выполнения упражнений и/или по окончанию, возможно включать релаксационную музыку, для лучшего эффекта расслабления и одновременно стимулирования к поиску.

Также в начале занятия можно применять другие мотивационные игры:

Упражнение 1. Высыпать манку на лист и сформировать из нее кучку.

Упражнение 2. Сделать 3 дождика из крупы: низкий, средний и высокий, набрав манку в ладони и подняв их над листом на разную высоту. Можно отследить, какому дождику соответствует настроение в данный момент.

Упражнение 3. Собрать крупу в кучку и превратить ее в блинчик, толщиной в мизинчик (способ разравнивания участники выбирают самостоятельно: разглаживают, размазывают, рассыпают).

Упражнение 4. Представить, что блинчик становится тарелкой для декоративной росписи. Разукрасить ее узорами, действуя только мизинцами пальцев, притом одновременно обоими. При работе обеими руками слаженно действуют правое и левое полушария мозга. Можно полюбоваться своим произведением, похвалиться соседям, сфотографировать.

Упражнение 5. Превратить свою тарелку в ровное прямоугольное поле для рисования. Задача: нарисовать свое любимое животное только с помощью отпечатков пальцев и других частей рук. Угадать, что нарисовал сосед. Порадоваться, если угадали ваше изображение. Сфотографировать.

Упражнение 6. Придумать по 5 способов перемещения песочных масс. Работа по очереди, сначала один человек показывает способ, потом второй отвечает. Каждый демонстрирует по 5 вариантов. Упражнение подходит для работы в парах.

Упражнение 7. Придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти руки в песок.

Упражнение 8. Действие по образцу (работа в паре). Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий делает любые действия с песком, ведомый в точности повторяет за ведущим. Задача - чётко, в том же ритме повторять все действия ведущего. Определённое время, например, минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются.

Когда участники выполняют упражнения важно уточнить, что они при этом испытывают, какие ощущения вызывает контакт с манкой.

Следующие упражнения- упражнения основной части: например, «Пальчиковый поход». Разравниваем манку в широкий круг. Один участник закрывает глаза, а другой размещает на этом поле 2-3 мелких предмета.

Игрок с закрытыми глазами отправляется в поиски спрятанных предметов. Для этого ставит два пальца на край поля и начинает движение, не размыкая пальцев, «шажками» в полсантиметра. У участников-поисковиков возникает ощущение, что этот круг безразмерный. Огромный исследовательский интерес активируется в момент выполнения этого занятия, снимает напряжение, активизируется мелкая моторика, тактильные ощущения, чувство пространства, скорость движения, стратегия работы.

Действия участников разнообразны: один «поисковик» топчется у края поля, не смея двинуться вперед; другой ходит взад и вперед; третий бродит вокруг да около, так и не находя предметы. Кто-то начинает нервничать, бросая все на полпути, кто-то сосредоточенно исследует участок за участком, собирая свои призы.

Поведение в «пальчиковом походе» наглядно демонстрирует манеру действовать в проблемной ситуации. Специально организованная игровая ситуация позволяет человеку визуализировать и скорректировать свое поведение.

К упражнениям основной части можно отнести: «Дневник событий», «Космическое путешествие», «Четыре стихии», «Праздник».

Также как художники пишут свои картины и передают в ней свое настроение и каждая их картина пропитана волнением, радостью, тревогой, улыбками и другими переживаниями. Так и наши участники, соприкасаясь с манкой, переживают восхитительные ощущения погружения в детство с его незамысловатыми играми в песочнице и простыми, но глубокими эмоциями. При использовании данной методики негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Во время проведения арт-терапевтической технологии проводится чередование самостоятельной и групповой работы. Участники активно обсуждают, обмениваются ассоциациями и поясняют полученный материал. Часто процесс проведения данной методики сопровождает катарсис – очищение от негативных переживаний: яркие проявления юмора, а иногда даже исцеляющие слезы (когда затронуто, что-то глубинное и неосознанное, которое выводится в сферу сознания). Сама атмосфера напоминает игру – путешествие. При этом участники знакомятся с малоизвестными сторонами собственного внутреннего мира и учатся решать проблемы по-другому, более эффективно, чем решали их раньше.

В основной части допустимо использовать рисование известной или сочиненной сказки, пересказанной старой на новый лад. Сказка – как философия победы добра над злом. Активизация знаний о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит продуктивно преодолевать страх. Сказка служит средством встречи с самим собой. Сказка - как способ исцеления, излечения.

Заключительная часть - рефлексия. Используются такие упражнения, как «Кувшин» (наполняем кувшин своим настроением: делимся какие ощущения, эмоции остались от занятия), «Мое настроение». Участники вспоминают, какие упражнения проводились и обсуждают, что им больше всего понравилось и вызвало интерес. Поясняют, что этот трудоемкий, требующий усидчивости, предельного внимания, аккуратности и терпения процесс дает невероятный результат. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах (например, в силу перенесенной болезни или имеющегося заболевания).

Работа с манкой развивает воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Использование манки, несет большой психотерапевтический эффект с людьми после или в состоянии болезни, застенчивыми и тревожными людьми. Они, как правило, избегают эмоциональных проявлений, испытывают страх совершить ошибку, замыкаются в себе. Работа с манкой снимает внутреннюю зажатость, снижает уровень тревожности, поскольку человек имеет возможность исправить ошибку и выводит на новый уровень общения.

Агрессивным людям дает возможность переключиться на более спокойный процесс, они становятся сосредоточенными, внимательными и спокойными, т.е. манка снимает напряжение.

Использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.

10.03.2025 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП