СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблемы семейного воспитания, в своих трудах широко освещает В.А.Сухомлинский. Педагог главную цель воспитания видит в воспитании гражданина. И одна из его книг так и называется «Рождение гражданина». Естественно, что человек не появляется таковым при своем физическом рождении. Гражданином он становится в процессе целого комплекса воспитательных воздействий различных социально-воспитательных институтов: школа, общественность и т.д.
А начинается все в семье. Еще А.С. Макаренко говорил о том, что цель семейного воспитания – это воспитание гражданина.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию, а гражданская позиция невозможна без политической, нравственной или правовой культуры.
В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. ГРАЖДАНИН – человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, благо своего народа.
Что значит воспитать гражданина?
Воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.“Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан” - говорил еще поэт Н.Некрасов.
На мой взгляд, первые уроки гражданственности дети получают в семье.
В чем это заключается?
Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Первые уроки гражданственности дает сама семья.
Первостепенная задача семьи – научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые, как поясняет В.А.Сухомлинский, закреплены в Конституции.
Гражданин – это личность нравственно свободная. Ее поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Есть ли у вас общие дела с детьми?
Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, коллекционирование, посещение выставок, театра и т.д. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколением, успешнее воспитание. Усиление воспитательного потенциала семей возрастет в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями.
Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека – труженика, основным качеством которого является трудолюбие.
Трудолюбие есть неотъемлемый признак гражданственности. Первоначальные трудовые навыки приобретаются при выполнении учебных обязанностей. В учении сливаются познавательная и трудовая деятельность школьников. Для ребёнка учение – напряжённый труд. Надо разъяснить детям, что получение образования является правом, обязанностью и гражданским долгом каждого человека.
© 2016, Седякина Алёна Андреевна 994