СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС общего образования
Система – целое, составленное из частей
Система – множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Система – совокупность компонентов, находящихся в таких связях и отношениях, при которых их взаимодействие порождает новое качество, не присущее этим компонентам ( рассматриваемым в отдельности) – ( Ю.П. Сокольников )
Системный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, явления) как системы, в которой выделены все элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенно влияющие на результаты его функционирования, а цели каждого элемента определены исходя из общего предназначения объекта.
Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.
Деятельность – способ активного целенаправленного(!) взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как «нужде», «необходимости» в чем –либо (С.Л. Рубинштейн).
Деятельность – это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Результат – в таком случае является системообразующим фактором деятельности. Если планируемый результат деятельности существенно изменяется, то в соответствии с системным подходом нуждаются в адекватном изменении структурные компоненты этой деятельности
Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта,
При этом устанавливается, что цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, активной учебно-познавательной деятельности;
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Универсальные учебные действия обеспечивают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая способность к самоорганизации этого процесса
Задача школы по новому стандарту — не только дать объем знаний, а в единстве с усвоением обучающимися системы знаний сформировать их умение учиться. Умение учиться формируется посредством освоения системы универсальных учебных действий и является определяющим критерием готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения.
Равитие учащихся (личностное, социальное, познавательное) определяется характером их деятельности, в первую очередь – учебной. Предполагается ориентация на достижение оптимального сочетания репродуктивной и инициативной активности учащихся в учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Необходимо учитывать специфику ведущей деятельности для данного возрастного периода. Игровая деятельность, учебная деятельность. В возрасте 14—15 лет — деятельность общения. далее – учебная профессионально-ориентированная деятельность
Результат образования в соответствии с системно-деятельностным подходом измеряется уровнем сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. На первый план выступают в связи с этим наряду со знаниями надпредметные (универсальные) способности, позволяющие самостоятельно решать проблемы жизнедеятельности, разрабатывать и проверять в этих целях гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии и реализации решений в нестандартных ситуациях.
Принципиально изменяется позиция учителя. Его главной задачей становятся направление и педагогическая поддержка познавательнго поиска мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, на самостоятельное добывание знаний, включающее самоорганизацию деятельности учения. Учитель перестает быть вместе с учебником лишь носителем готовых научных фактов и выводов, которые он пытается передать ученику. Это необходимо для обеспечения активной учебно-познавательной деятельности ученика ( см. ФГОС раздел I, п. 5).
Одна из важнейших характеристик системно-деятельностного подхода – умственное развитие, развитие теоретического мышления основывается на усвоении системы научных понятий. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий
© 2017, Искендерова Надежда Герасимовна 1327