СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект собрания-практикума на тему «Мама, пойми меня правильно».
Подготовка к собранию: родители предварительно получают вопросы анкеты, которую составил педагог.
- В чем основная роль матери в воспитании детей?
- Как вы думаете, есть ли у вас взаимопонимание с ребенком? Почему?
-Какие чувства вы вызываете у ребенка: любовь, тревогу, страх, жалость и т.д.?
-Какие трудности встречаете в воспитании ребенка?
-Слушается ли вас ребенок? Почему?
-Существуют ли у вас общие с ребенком занятия и увлечения? Какие?
-Каким вы хотите видеть своего ребенка?
-Каким вы видите родителя, который воспитывает идеальных детей?
-Какие средства необходимо использовать, чтобы получить подобный результат?
Цель: формировать у родителей навыки продуктивного общения с детьми.
Ход собрания.
I. Беседа.
-Уважаемые родители! Мы приветствуем вас на заседании семейного клуба «Счастливая семья». Мы собрались на эту встречу, чтобы вместе обсудить вопросы, касающиеся детей и матерей, поэтому и встреча называется «Мама, пойми меня правильно».
Ответы на вопросы анкеты показывают, что у вас есть успехи, радости и сомнения.
Педагог читает некоторые ответы на вопросы анкеты.
- Все мы хотим стать идеальными родителями и воспитывать прекрасных детей. Какие качества, по вашему мнению, должны быть у идеального родителя и идеальных детей?
В процессе беседы родители формулируют вывод, что воспитание детей надо начинать с воспитания самих себя. Детям нужны родители, которые могут выслушать, принять, разделять и помогать.
Сегодня мы поговорим о причинах возникновения барьеров в общении родителей и ребенка.
II. Практикум. Для иллюстрации встречающейся модели отношений взрослых и детей выполним задание 1.
-Для задания необходимо участие 2 человек. Один из них выполняет роль родителя, а второй - ребенка. Первый, для показа того, что он умный, любящий и понимающий родитель, поднимается на стул и протягивает руку ребенку. Другой, который стоит внизу, отвечает на этот жест.
«Ребенок» поднимает лицо и вытягивает руки вверх.
Удобно ли вам? Давайте исправим ситуацию, чтобы было удобно и родителю, и «ребенку».
Родитель и «ребенок» встают на пол рядом друг с другом.
Первая причина, мешающая общению с ребенком, - это разные позиции, в которых глаз не видишь, слов не слышишь, и душевное тепло исчезает.
Задание 2 помогает понять, от чего зависит способ поведения, выбираемый нами для общения с детьми.
-Давайте представим, что у вас на работе случились неприятности, по дороге домой ваше новое пальто обрызгал грязью проезжающий автомобиль, а в автобусе вам нагрубили. Вы приходите домой, и сын подает вам дневник, в котором есть запись о том, что педагог приглашает вас в школу. Какова ваша реакция?
Педагог предоставляет слово родителям.
-Теперь представим другую ситуацию. Наверно, что ваше поведение будет другим. От чего же зависит стиль вашего общения с ребенком? Педагог выслушает родителей.
-Уважаемые родители! Если вы не можете отстраниться от проблем на работе, в транспорте, магазине и т.п., то не торопитесь произносить слова, которые обращены к детям. Помните, что в вашей душе, которая загружена взрослыми проблемами, в данный момент может не оказаться доброго слова.
Таким образом, другая причина, мешающая строить гармоничные отношения с ребенком, состоит в том, что, общаясь с детьми, мы иногда не берем во внимание свое душевное состояние.
Чтобы проанализировать третью причину, необходимо выполнить задание 3.
-Давайте представим себе ситуацию: ваш сын, возвратившись с занятий, бросает портфель и сообщает: «В школе скучно. Не пойду больше, лучше на работу ходить, больше пользы будет». Как вы поведете себя этой ситуации?
Педагог и родители высказывают различные варианты поведения родителей.
Третья причина непонимания детей - это разный жизненный опыт взрослых и детей. Необходимо помнить, что у детей небольшой жизненный опыт, не позволяющий предусмотреть все последствия.
III. Работа в группах.
Делим родителей на группы и раздаем для обсуждения типичные ситуации, напечатанные педагогом.
Ситуация 1
В вашей семье распределяются определенным образом домашние обязанности. Однажды вы отмечаете, что посуду не вымыли, в комнате не убрано, а на просьбу вынести мусор ребенок отвечает: «Почему всегда я?»
Ситуация 2
Ваш ребенок возвращается с прогулки расстроенный и сообщает: «Не пойду больше во двор гулять! Меня все обижают, никто не хочет со мной дружить!»
Ситуация 3
В дом приглашены гости. Ребенок ведет себя не идеально, но родители не реагируют на его поведение. Вдруг ребенок кричит: «Ну когда же все уйдут? Ты обещала со мной погулять!»
Ситуация 4
В доме один телевизор. По одной программе показывают концерт. Его желает посмотреть мама. По другой - хоккей. Его мечтает посмотреть папа. По третьей программе демонстрируют мультфильм. Его хочет смотреть сын. Что же делать?
-Вам предложены типичные ситуации. Ознакомьтесь с каждой ситуацией и сообщите о своей первой реакции на нее. Подскажите слова, помогающие детям посмотреть на себя со стороны и сделать правильный выбор.
В ходе обсуждения ситуаций родители делают вывод, что слово приласкает и обидит, поддержит и оттолкнет, обрадует и огорчит. Необходимо Важно бережно относиться к словам, которые мы говорим нашим детям.
IV. Ответы на «острые» вопросы.
Педагог заблаговременно оформляет на листочках вопросы, складывает их в воздушные шары и надувает их.
-В этих шарах находятся вопросы. Если вы вытащили вопрос, не понравившийся вам, вы можете не давать на него ответ, а передать его дальше. Затем родители могут дополнить или высказать свое мнение.
Вопросы
-Какого содержания телеграмму-пожелание вы отослали бы нашим детям?
-Какие совместные семейные занятия с ребенком у вас проходят вечером?
-Продолжите фразу: «Доброе слово - это душевное тепло.»?
-Нужно ли просить прощения у детей, если вы сами виноваты?
-Нужно ли повторять о проступке детей несколько раз или делать это в обществе родственников или посторонних?
-Продолжите фразу: «Мой ребенок успешно учится, если я.»?
V. Заключение. Подводим вывод, даём друг другу советы. Чаепитие.
© 2018, Шевченко Анна Михайловна 309